Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

А. Н. Сохор. МАССОВАЯ ПЕСНЯ

Советский плакат «Сталинское племя» (1938 год)

На данной странице представлена статья «Массовая песня» советского музыковеда А. Н. Сохора из «Музыкальной энциклопедии»

Краткая история песни

Литература. Библиография

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МАССОВОЙ ПЕСНИ

Массовая песня — в широком смысле сольная или хоровая песня, созданная профессиональным композитором (или любителем) и рассчитанная на массовое распространение в общественной жизни или домашнем быту. Массовая песня имеет куплетное (строфическое) строение (часто с рефреном-припевом). Музыкальный образ сконцентрирован в самостоятельной по значению вокальной мелодии, обобщенно отражающей смысл слов и допускающей исполнение без инструментального сопровождения. Общезначимость содержания массовой песни в сочетании с простотой формы, поэтического и музыкального языка, использование певческих голосов в наиболее употребительных регистрах обусловливают ее максимальную доступность для всеобщего исполнения и восприятия.

С середины 20-х и до конца 50-х гг. XX в. понятием «массовая песня» охватывалось все песенное творчество советских композиторов. Позднее, с укоренением термина «советская песня», к массовой песне стали относить лишь одну жанровую разновидность – хоровую песню на общественно-политические темы, предназначенную для совместного исполнения большими массами людей. В отличие от других разновидностей песни — эстрадной и бытовой, массовая песня (в узком смысле) рассчитана на хоровое звучание (без сопровождения), главным образом во время демонстрации, митингов, собраний и других крупных общественных событий. Реже массовые песни исполняются в концертах, а в свою очередь эстрадные и бытовые песни звучат как массовые, что зависит от степени общезначимости их музыкально-поэтических образов и индивидуализации.

Часто массовые песни отличаются героическим характером и выдержаны в ритме марша. Поэтические тексты обычно включают агитационные обращения — призывы, которым соответствуют лаконичные, четкие, броские музыкальные фразы-лозунги (чаще всего в припеве). Массовые песни, как правило, связаны с социальной и национально-освободительной борьбой народа, выражая ее идеи и являясь мощным средством организации и воспитания масс.

Первыми образцами массовых песен были боевые гимны Великой французской революции («Марсельеза» и другие). К массовым песням принадлежат также многие международные и русские революционные песни XIX — начала XX вв. (например, «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя», «Бандьера росса», «Смело, товарищи, в ногу» и другие). В 1920 – 30-х гг. пролетарские и антифашистские массовые песни создали X. Эйслер («Коминтерн», «Красный Веддинг», «Песня солидарности») и другие прогрессивные зарубежные композиторы (в том числе Б. Рейниц, А. Онеггер). Массовая песня стала одной из ведущих жанровых разновидностей советских профессионалов и любителей (самодеятельного) песенного творчества. К ней относится большая часть красноармейских и партизанских песен периода Гражданской войны («Песня коммуны», «По долинам и по взгорьям», «Марш Будённого», «Красная Армия всех сильней» и другие), а также комсомольских песен 20-х гг. («Молодая гвардия», «Наш паровоз» и другие). Ряд массовых песен создали участники организованного в середине 20-х гг. творческого объединения молодых композиторов «Проколл»: В. А. Белый («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), А. А. Давиденко («Конная Будённого», «Нас побить, побить хотели»), М. В. Коваль («Юность»), Б. С. Шехтер («Железными резервами»). «Проколловцы» первыми выдвинули понятие «массовая песня» и провозгласили её важным, равноправным и художественно полноценным видом профессионального композиторского творчества. Однако их песни из-за узости содержания и относительной сложности музыкальной формы и языка оказались доступными только хоровой самодеятельности и не смогли войти в быт народных масс. Задача создания подлинно массовой песни была решена советскими композиторами уже в 30-х гг. («Песня о встречном» Д. Д. Шостаковича, 1932, и «Марш весёлых ребят» И. О. Дунаевского, 1934), когда хоровая песня стала выражать общенародные мысли и чувства в максимально простой и чёткой форме. В 30 – 50-х гг. в жизнь народа глубоко вошли массовые песни композиторов А. В. Александрова («Священная война»), М. И. Блантера («Катюша»), И. О. Дунаевского («Песня о Родине», «Марш энтузиастов»), В. Г. Захарова («Ой, туманы мои»), Л. К. Книппера («Полюшко»), А. Г. Новикова («Гимн демократической молодёжи мира»), Дм. Я. и Дан. Я. Покрассов («Москва моя»), В. П. Соловьёва-Седого («В путь») и других на слова поэтов В. М. Гусева, М. В. Исаковского, В. И. Лебедева-Кумача, Л. И. Ошанина и других. Тогда же массовая песня утвердилась в творчестве композиторов всех республик. В конце 50 — 60-х гг. созданы новые массовые песни: «Бухенвальдский набат» В. И. Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» А. И. Островского, «Песня о тревожной молодости» А. Н. Пахмутовой, «Родина» С. С. Туликова и другие. Параллельно по мере расширения запросов слушателей всё большее распространение получают другие жанровые разновидности советского песенного творчества — лирическая бытовая песня (особенно начиная с периода Отечественной войны) и эстрадная, которые развиваются во взаимодействии с массовой песней.

Краткая история массовой песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Hестьев И., Массовая песня, в сборнике: Очерки советского музыкального творчества, том 1, М.-Л., 1947;

Корев Ю., Советская массовая песня, М., 1956;

Сохoр A., Русская советская песня, Л., 1959;

его же, Путь советской песни, М., 1968;

его же, О массовой музыке, в сборнике: Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 13, Л., 1974.

Источник: Музыкальная энциклопедия. М., 1973—1982

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.