На данной странице представлена статья «Массовая песня» советского музыковеда А. Н. Сохора из «Музыкальной энциклопедии»
Массовая песня — в широком смысле сольная или хоровая песня, созданная профессиональным композитором (или любителем) и рассчитанная на массовое распространение в общественной жизни или домашнем быту. Массовая песня имеет куплетное (строфическое) строение (часто с рефреном-припевом). Музыкальный образ сконцентрирован в самостоятельной по значению вокальной мелодии, обобщенно отражающей смысл слов и допускающей исполнение без инструментального сопровождения. Общезначимость содержания массовой песни в сочетании с простотой формы, поэтического и музыкального языка, использование певческих голосов в наиболее употребительных регистрах обусловливают ее максимальную доступность для всеобщего исполнения и восприятия.
С середины 20-х и до конца 50-х гг. XX в. понятием «массовая песня» охватывалось все песенное творчество советских композиторов. Позднее, с укоренением термина «советская песня», к массовой песне стали относить лишь одну жанровую разновидность – хоровую песню на общественно-политические темы, предназначенную для совместного исполнения большими массами людей. В отличие от других разновидностей песни — эстрадной и бытовой, массовая песня (в узком смысле) рассчитана на хоровое звучание (без сопровождения), главным образом во время демонстрации, митингов, собраний и других крупных общественных событий. Реже массовые песни исполняются в концертах, а в свою очередь эстрадные и бытовые песни звучат как массовые, что зависит от степени общезначимости их музыкально-поэтических образов и индивидуализации.
Часто массовые песни отличаются героическим характером и выдержаны в ритме марша. Поэтические тексты обычно включают агитационные обращения — призывы, которым соответствуют лаконичные, четкие, броские музыкальные фразы-лозунги (чаще всего в припеве). Массовые песни, как правило, связаны с социальной и национально-освободительной борьбой народа, выражая ее идеи и являясь мощным средством организации и воспитания масс.
Первыми образцами массовых песен были боевые гимны Великой французской революции («Марсельеза» и другие). К массовым песням принадлежат также многие международные и русские революционные песни XIX — начала XX вв. (например, «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя», «Бандьера росса», «Смело, товарищи, в ногу» и другие). В 1920 – 30-х гг. пролетарские и антифашистские массовые песни создали X. Эйслер («Коминтерн», «Красный Веддинг», «Песня солидарности») и другие прогрессивные зарубежные композиторы (в том числе Б. Рейниц, А. Онеггер). Массовая песня стала одной из ведущих жанровых разновидностей советских профессионалов и любителей (самодеятельного) песенного творчества. К ней относится большая часть красноармейских и партизанских песен периода Гражданской войны («Песня коммуны», «По долинам и по взгорьям», «Марш Будённого», «Красная Армия всех сильней» и другие), а также комсомольских песен 20-х гг. («Молодая гвардия», «Наш паровоз» и другие). Ряд массовых песен создали участники организованного в середине 20-х гг. творческого объединения молодых композиторов «Проколл»: В. А. Белый («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), А. А. Давиденко («Конная Будённого», «Нас побить, побить хотели»), М. В. Коваль («Юность»), Б. С. Шехтер («Железными резервами»). «Проколловцы» первыми выдвинули понятие «массовая песня» и провозгласили её важным, равноправным и художественно полноценным видом профессионального композиторского творчества. Однако их песни из-за узости содержания и относительной сложности музыкальной формы и языка оказались доступными только хоровой самодеятельности и не смогли войти в быт народных масс. Задача создания подлинно массовой песни была решена советскими композиторами уже в 30-х гг. («Песня о встречном» Д. Д. Шостаковича, 1932, и «Марш весёлых ребят» И. О. Дунаевского, 1934), когда хоровая песня стала выражать общенародные мысли и чувства в максимально простой и чёткой форме. В 30 – 50-х гг. в жизнь народа глубоко вошли массовые песни композиторов А. В. Александрова («Священная война»), М. И. Блантера («Катюша»), И. О. Дунаевского («Песня о Родине», «Марш энтузиастов»), В. Г. Захарова («Ой, туманы мои»), Л. К. Книппера («Полюшко»), А. Г. Новикова («Гимн демократической молодёжи мира»), Дм. Я. и Дан. Я. Покрассов («Москва моя»), В. П. Соловьёва-Седого («В путь») и других на слова поэтов В. М. Гусева, М. В. Исаковского, В. И. Лебедева-Кумача, Л. И. Ошанина и других. Тогда же массовая песня утвердилась в творчестве композиторов всех республик. В конце 50 — 60-х гг. созданы новые массовые песни: «Бухенвальдский набат» В. И. Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» А. И. Островского, «Песня о тревожной молодости» А. Н. Пахмутовой, «Родина» С. С. Туликова и другие. Параллельно по мере расширения запросов слушателей всё большее распространение получают другие жанровые разновидности советского песенного творчества — лирическая бытовая песня (особенно начиная с периода Отечественной войны) и эстрадная, которые развиваются во взаимодействии с массовой песней.
Hестьев И., Массовая песня, в сборнике: Очерки советского музыкального творчества, том 1, М.-Л., 1947;
Корев Ю., Советская массовая песня, М., 1956;
Сохoр A., Русская советская песня, Л., 1959;
его же, Путь советской песни, М., 1968;
его же, О массовой музыке, в сборнике: Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 13, Л., 1974.
Источник: Музыкальная энциклопедия. М., 1973—1982