Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
Размер 4 / 4
Широ-
ка
стра-
на мо-
я род-
на-
я,
Много
в ней лесов, по-
лей и
рек.
Я дру-
гой такой страны не
знаю,
Где так
вольно дышит
чело-
век!
От Мо-
сквы
до
самых до о-
кра-
ин,
С южных
гор до северных мо-
рей
Чело-
век
про-
ходит как хо-
зяин
Нео-
бъятной
Родины сво-
ей.
Всюду
жизнь
при-
вольно и ши-
ро-
ко,
Точно
Волга полная, те-
чет.
Моло-
дым
ве-
зде у нас до-
рога,
Стари
кам ве-
зде у нас по-
чет.
Текущая тональность: до мажор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
ПРИПЕВ:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь привольно и широко,
Точно Волга полная, течет.
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почет.
ПРИПЕВ
Наши нивы глазом не обшаришь,
Не упомнишь наших городов,
Наше слово гордое «товарищ»
Нам дороже всех красивых слов.
С этим словом мы повсюду дома,
Нет для нас ни черных, ни цветных,
Это слово каждому знакомо,
С ним везде находим мы родных.
ПРИПЕВ
Над страной весенний ветер веет,
С каждым днем все радостнее жить,
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить.
Но сурово брови мы насупим,
Если враг захочет нас сломать,—
Как невесту, Родину мы любим,
Бережем, как ласковую мать.
ПРИПЕВ
1936
Последние две строчки припева повторяются
Советский композитор Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955)
Исаак Осипович Дунаевский (полное имя — Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский) родился 30 января (18 января по старому стилю) 1900 года в г. Лохвица Полтавской губернии в семье мелкого банковского служащего. В 1910-м семья переехала в Харьков, где Дунаевский окончил с золотой медалью гимназию (1918) и Харьковскую консерваторию по классу скрипки (1919). В Харькове композитор работал скрипачом в оркестре, концертмейстером, дирижёром в драматическом театре и дебютировал как композитор музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро» (1920). В 1924-м Дунаевский переехал в Москву, а в 1929-м — в Ленинград, где стал композитором и главным дирижёром Ленинградского Мюзик-Холла. В Ленинграде Дунаевский познакомился с Л. Утёсовым и кинорежиссёром Г. Александровым, вместе с которыми начал работать над фильмом «Весёлые ребята». Фильм с песней «Марш весёлых ребят» вышел в прокат в 1934-м году и имел оглушительный успех. Дунаевский получил всемирную известность. Затем последовали фильмы «Цирк» с «Песней о Родине» (1936), «Волга-Волга» с «Песней о Волге» (1938), «Светлый путь» с «Маршем энтузиастов» (1940) и др. Во время войны была написана песня «Моя Москва» (1942). Из послевоенных песен всенародное признание получили «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был» из кинофильма «Кубанские казаки» И. Пырьева (1949). Дунаевский имеет звание Народного артиста РСФСР (1950) и лауреата двух Сталинских премий (1941, 1951). Исаак Осипович Дунаевский умер 25 июля 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898—1949)
Василий Иванович Лебедев-Кумач (настоящая фамилия — Лебедев) родился в Москве 5 августа (24 июля по старому стилю) 1898 года в семье сапожника. В 1908-м году Василий начал учиться в первом классе городского реального училища и как лучший ученик смог получить стипендию на обучение в гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1917 году Василий Лебедев стал студентом историко-филологического факультета Московского университета, который покинул на втором курсе, чтобы начать литературную деятельность. С 1919 года Лебедев выступал в военных клубах, работал в Бюро печати Политуправления Реввоенсовета республики и в военном отделе «Агит-Роста». Тогда появился его псевдоним «Кумач». С 1921 по 1922-й Лебедев-Кумач — сотрудник газет «Беднота», «Гудок» и «Крестьянская газета». В 1922-м принял участие в создании журнала «Крокодил». В 1934-м, уволившись из журнала, решил попробовать свои силы в кино, написав текст песни «Марш весёлых ребят» для фильма Г. Александрова «Весёлые ребята» в соавторстве с И. Дунаевским. После грандиозного успеха фильма Лебедев-Кумач стал востребованным и любимым властями поэтом. Появились песни «Широка страна моя родная» (1936, музыка Дунаевского), «Весёлый ветер» (1936, музыка Дунаевского), «Песня о Волге» (1938, музыка Дунаевского), «Москва майская» (1937, музыка братьев Покрасс) и др. Но, наверное, наиболее значительным творческим достижением поэта можно считать песню «Священная война» («Вставай, страна огромная»), которая была написана в соавторстве с композитором А. Александровым в 20-х числах июня 1941 года и стала музыкальным символом Великой Отечественной войны. Лебедев-Кумач имеет звание лауреата Сталинской премии (1941) и многочисленные правительственные награды. Василий Иванович Лебедев-Кумач умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский плакат «Широка страна моя родная»
Едва только утро встает над нашей страной и солнце коснется первыми лучами вершин сопок на дальней Курильской Гряде, мы слышим, как вместе с новым днем пробуждается и голос Москвы, посылая в эфир свои позывные — «Широка страна моя родная...»
Хрустальным звоном отбивают куранты мелодию всем знакомой песни, и она слышится как своеобразный звуковой привет, соединяющий города и села, дальние и ближние рубежи страны с ее столицей, объединяя людей в одну большую семью:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек...
И льется величественная мелодия «Песни о Родине» композитора И. Дунаевского на стихи В. Лебедева-Кумача, воплощая могучий образ нашей страны, запечатленный в звуках и таких знакомых, любимых словах. Этой песне ведомы секреты воодушевлять людей, вести за собой:
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей...
Родилась она еще до Великой Отечественной войны, в 1935 году, и впервые прозвучала в советском кинофильме «Цирк» — одном из первых звуковых музыкальных фильмов нашей страны, в котором встретились в совместной работе такие известные актеры, как Любовь Орлова и Григорий Столяров, ставил фильм режиссер Григорий Александров, стихи песен написал Василий Лебедев-Кумач, а музыку к фильму создавал Исаак Дунаевский.
И. О. Дунаевский родился на Украине, в маленьком городке Лохвица, который находился в Полтавской области. С детских лет он тянулся к музыке, обнаружив яркие способности в игре на скрипке. Его отец — конторский служащий — хотел дать детям хорошее образование, для чего отправил в Харьков, в музыкальное училище двух старших сыновей.
И. Дунаевский окончил не только музыкальное училище, преобразованное в 1919 году в консерваторию, но и городскую гимназию.
Любознательный и деятельный юноша, он с большим увлечением работает в драматическом театре, где заведует музыкальной частью, а порой и сам сочиняет музыку к спектаклям. В начале 20-х годов Дунаевский переезжает в Москву и здесь создает одну из первых своих оперетт. Начав с оперетты «Женихи», он позже напишет много прекрасных спектаклей в жанре музыкальной комедии — «Вольный ветер», «Цирк зажигает огни», «Белая акация».
С интересом И. Дунаевский встретил и появление джаза, когда волна увлечения им дошла в начале XX века и до России. Он написал много джазовых программ для возникшего у нас в стране первого джаз-оркестра Леонида Утесова.
И в кино Дунаевский был одним из первых композиторов, участвовавших в создании звуковых музыкальных фильмов. Немало прекрасной музыки он написал для кинолент — «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Светлый путь», «Кубанские казаки», «Весна». Прозвучавшие в этих фильмах песни сразу же подхватывались народом и начинали жить собственной жизнью, не утрачивая молодости, энергии, красоты и через десятилетия после возникновения.
Это были лирические мелодии, песни о любви, веселые спортивные марши, частушки, куплеты и самые разнообразные музыкальные оркестровые эпизоды, венцом которых является «Увертюра» к кинофильму «Дети капитана Гранта».
Каждый фильм И. Дунаевского — это серьезный музыкальный киноспектакль, где музыка, являясь одним из главных действующих лиц, воздействует на весь ход развития сюжета и драматургии.
Многим ребятам хорошо известна его знаменитая пионерская песня «Эх, хорошо!» из кинофильма «Концерт Бетховена», которая буквально пронизывает своими интонациями, ритмом действие киноленты.
Эх, хорошо в стране Советской жить,
Эх, хорошо страной любимым быть.
Эх, хорошо стране полезным быть,
Красный галстук с гордостью носить,
Да, носить!..
Композитор говорил о своей музыке, что она рождена в радости, в жизнеутверждающей атмосфере самоотверженного труда советского народа. Его лучшие песни отражали ту эпоху, во времена которой они создавались. «Где бы ни находился художник, — говорил И. О. Дунаевский, — на первомайской демонстрации, физкультурном параде, на народном гулянье, карнавале, на всенародной встрече советских героев, — он всегда ощущает кипучую радость нашей жизни, железную волю строящего свое счастье народа». Этим настроением проникнуты многие песни И. О. Дунаевского, которые продолжают звучать и поныне. Такая долгая жизнь и у его «Песни о Родине», ставшей музыкальным образом нашего Отечества и вобравшей в себя самые светлые и лучшие черты советского песенного искусства.
Источник: Г. Соболева. Песня о Родине. В книге: Рассказы о песнях. М., 1985
Актёры кинофильма «Цирк» (слева направо): Джеймс Паттерсон, Любовь Орлова и Сергей Столяров
Эта песня — символ нашей страны. Её начальная фраза стала позывными радиостанций Советского Союза. Эта песня — наш моральный кодекс, воплощенный в искусстве. В самом деле, вспомните: «Как невесту, Родину мы любим...», «Наше слово гордое«товарищ»...», «Нет для нас ни черных, ни цветных...», «Молодым везде у нас дорога...», «Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей...» —разве все это не святые заветы для наших людей?
Родилась песня вместе с кинофильмом «Цирк», который снимал Григорий Васильевич Александров. Перед композитором Исааком Осиповичем Дунаевским и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом режиссер задачу поставил труднейшую: создать песню, которая, как в волшебном кристалле, отразила бы сущность, идею всей картины.
Обсудили первый вариант и пришли к выводу, что, хотя в нем все правильно, петь эту песню все же не будут, ибо она тяжела, литературно громоздка. Второй вариант оказался гораздо более легким, доходчивым, но и его нельзя было назвать песней о Родине. Работа продолжалась. В спорах и даже в ссорах авторы пытались найти то, что им виделось в мечтах. Так возникло тридцать шесть вариантов, наконец был написан тридцать седьмой... И явилась миру песня такой мощи, такого размаха, что люди приняли ее безоговорочно. Песня, которую первыми исполнили Любовь Орлова и Григорий Александров (да, за Сергея Столярова в картине пел сам режиссер).
Случилось, что еще до выхода фильма на экран «Песню о Родине» передали по радио, и полетела она во все уголки нашей Отчизны. Услышали ее и на уральском прииске «Журавлик». Молодежь разучила песню, полюбила, а фильм «Цирк» пришел к ним в поселок лишь спустя много месяцев. Увидев картину, комсомольцы отправили на киностудию «Мосфильм» восторженное письмо, где, в частности, говорилось: «Дорогие товарищи! Вы совершенно правильно сделали, что взяли народную «Песню о Родине» и вставили ее в свою картину...» Пожалуй, такие строки — самая лучшая похвала, которую только могут получить и композитор, и поэт за свою работу.
И началась у могучей этой песни большая и славная жизнь. Не только в мирное время звучала она в полный голос, но и на фронтах Великой Отечественной,— случалось, даже на самом поле боя. «Песня о Родине» вдохновляла наших воинов на подвиг, партизаны-ковпаковцы, например, отправляясь в далекий поход, каждый раз пели именно ее...
Григорий Васильевич Александров вспоминал:
«Я слышал в Париже, как участники рабочей демонстрации шли с нашей «Песней о Родине»:
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек...
Однажды в Лондоне мне довелось выступать на митинге по случаю годовщины Октябрьской революции, а потом более девяти тысяч лондонцев запели по-английски: «Широка страна моя родная...» Зал, поднявшись, стройно, торжественно, вдохновенно спел «Песню о Родине» как привет английских друзей стране социализма, советскому народу. Видимо, эту песню знали все, и знали хорошо...»
И еще вспоминается, как пел ее Поль Робсон. Или такой факт: во время Великой Отечественной войны в США по сценарию Лилиан Хеллман поставили фильм «Северная звезда» — о героической борьбе советских партизан. В эту картину как гимн советскому народу вошла исполняемая на английском языке «Песня о Родине».
Снова, уже на телеэкране, видим мы заключительные кадры старого фильма: по Красной площади в первомайской колонне идут Иван Мартынов, Марион Диксон и все их друзья-товарищи, молодые, сильные, красивые, и объединяет их в этот момент песня тоже сильная, тоже красивая, тоже молодая. Навсегда молодая!
Источник: Л. Сидоровский. «Почаще пойте песни революции...» Л. 1987
Режиссёр: Григорий Александров
В ролях: Л. Орлова, Е. Мельникова, С. Столяров и другие
Исаак Дунаевский, Василий Лебедев-Кумач
Песня о Родине («Широка страна моя родная»)
1936 г.