Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
Размер 4 / 4
Легко на
серд-
це от
пес-
ни ве-
се-
лой,
Она скучать не да-
ет нико-
гда.
И любят
песню де-
ревни и
се-
ла,
И
любят
песню боль-
шие горо-
да.
Нам песня
строить и
жить помо
га-а-ет,
Она, как
друг, и зо-
вет,
и ве-
дет,
И, тот, кто
с песней по
жизни ша-
га-
ет,
Тот
нико-
гда и ни-
где не пропа-
дет!
Текущая тональность: до мажор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать ни дает никогда.
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города.
ПРИПЕВ:
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И, тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
ПРИПЕВ
Шагай вперед, комсомольское племя,
Шути и пой, чтоб улыбки цвели!
Мы покоряем пространство и время,
Мы — молодые хозяева земли.
ПРИПЕВ
Мы все добудем, поймем и откроем —
Холодный полюс и свод голубой.
Когда страна быть прикажет героем, —
У нас героем становится любой.
ПРИПЕВ
Мы можем петь и смеяться, как дети,
Среди упорной борьбы и труда, —
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда.
ПРИПЕВ
И если враг нашу радость живую
Опять захочет в упорном бою, —
Тогда мы песню споем боевую
И встанем грудью за Родину свою.
ПРИПЕВ:
Нам песня строить и жить помогает,
Она на крыльях к победе ведет.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
1934
Последние две строчки припева повторяются
Советский композитор Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955)
Исаак Осипович Дунаевский (полное имя — Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский) родился 30 января (18 января по старому стилю) 1900 года в г. Лохвица Полтавской губернии в семье мелкого банковского служащего. В 1910-м семья переехала в Харьков, где Дунаевский окончил с золотой медалью гимназию (1918) и Харьковскую консерваторию по классу скрипки (1919). В Харькове композитор работал скрипачом в оркестре, концертмейстером, дирижёром в драматическом театре и дебютировал как композитор музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро» (1920). В 1924-м Дунаевский переехал в Москву, а в 1929-м — в Ленинград, где стал композитором и главным дирижёром Ленинградского Мюзик-Холла. В Ленинграде Дунаевский познакомился с Л. Утёсовым и кинорежиссёром Г. Александровым, вместе с которыми начал работать над фильмом «Весёлые ребята». Фильм с песней «Марш весёлых ребят» вышел в прокат в 1934-м году и имел оглушительный успех. Дунаевский получил всемирную известность. Затем последовали фильмы «Цирк» с «Песней о Родине» (1936), «Волга-Волга» с «Песней о Волге» (1938), «Светлый путь» с «Маршем энтузиастов» (1940) и др. Во время войны была написана песня «Моя Москва» (1942). Из послевоенных песен всенародное признание получили «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был» из кинофильма «Кубанские казаки» И. Пырьева (1949). Дунаевский имеет звание Народного артиста РСФСР (1950) и лауреата двух Сталинских премий (1941, 1951). Исаак Осипович Дунаевский умер 25 июля 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898—1949)
Василий Иванович Лебедев-Кумач (настоящая фамилия — Лебедев) родился в Москве 5 августа (24 июля по старому стилю) 1898 года в семье сапожника. В 1908-м году Василий начал учиться в первом классе городского реального училища и как лучший ученик смог получить стипендию на обучение в гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1917 году Василий Лебедев стал студентом историко-филологического факультета Московского университета, который покинул на втором курсе, чтобы начать литературную деятельность. С 1919 года Лебедев выступал в военных клубах, работал в Бюро печати Политуправления Реввоенсовета республики и в военном отделе «Агит-Роста». Тогда появился его псевдоним «Кумач». С 1921 по 1922-й Лебедев-Кумач — сотрудник газет «Беднота», «Гудок» и «Крестьянская газета». В 1922-м принял участие в создании журнала «Крокодил». В 1934-м, уволившись из журнала, решил попробовать свои силы в кино, написав текст песни «Марш весёлых ребят» для фильма Г. Александрова «Весёлые ребята» в соавторстве с И. Дунаевским. После грандиозного успеха фильма Лебедев-Кумач стал востребованным и любимым властями поэтом. Появились песни «Широка страна моя родная» (1936, музыка Дунаевского), «Весёлый ветер» (1936, музыка Дунаевского), «Песня о Волге» (1938, музыка Дунаевского), «Москва майская» (1937, музыка братьев Покрасс) и др. Но, наверное, наиболее значительным творческим достижением поэта можно считать песню «Священная война» («Вставай, страна огромная»), которая была написана в соавторстве с композитором А. Александровым в 20-х числах июня 1941 года и стала музыкальным символом Великой Отечественной войны. Лебедев-Кумач имеет звание лауреата Сталинской премии (1941) и многочисленные правительственные награды. Василий Иванович Лебедев-Кумач умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Герасимович И. Л. Орлова в фильме «Весёлые ребята». 1934
«Немало лет прошло с тех пор, как с киноэкранов и из репродукторов зазвучали первые песни И. О. Дунаевского, но и сегодня эти песни не проявляют ни малейших признаков постарения. Они как их создатель; он сам тоже обладал счастливым даром: становясь старше — не стареть. И все, кто знал Дунаевского лично, запомнили его таким, какой звучит сегодня его музыка: молодым и бодрым, полным неистощимой энергии, по-юношески влюбленным а жизнь...
...Ничем не омраченный оптимизм, любовь к жизни, вера в жизнь — вот где надо искать «секрет» вечной юности музыки Дунаевского. Благодаря именно этим ее свойствам музыка Дунаевского завоевала поистине всенародную популярность, вошла в жизнь великого множества людей как необходимая и важная частица самой жизни...»
Так Дмитрий Борисович Кабалевский начинает статью о замечательном советском композиторе Исааке Осиповиче Дунаевском, которую он назвал «Счастливый дар».
Да, именно счастливый дар! Он позволил Дунаевскому — одному из пяти братьев-музыкантов, родившихся в городке Лохвице на Полтавщине, — стать выдающимся композитором — прославленным мастером советской песни, творцом советской музыкальной кинокомедии, советского джаза. У него были прекрасные соратники — кинорежиссер Григорий Александров и киноактриса Любовь Орлова, основатель советского джаз-оркестра Леонид Утесов, соавторы — поэты Михаил Светлов, Василий Лебедев-Кумач, Михаил Исаковский, Михаил Матусовский, с которыми композитор написал свои лучшие песни.
Стоило какому-нибудь из кинофильмов с музыкой Дунаевского выйти на экран, как на следующий день вся страна подхватывала прозвучавшие в нем новые песни.
«Три товарища» подарили нам знаменитую «Песню о Каховке» со стихами Михаила Светлова:
Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути...
«Волга-Волга» — «Песенку водовоза», «Песню о Волге», «Молодежную», «Вратарь» — «Спортивный марш», «Дети капитана Гранта» — «Песенку о веселом ветре» и куплеты рассеянного географа Жака Паганеля. «Цирк» — нашу главную песню о Родине:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
(Стихи В. Лебедева-Кумача.)
Песни Дунаевского были взяты советским народом на вооружение в дни Великой Отечественной войны. Вот что пишет музыковед И. Нестьев о военной судьбе некоторых из них:
«Величавая «Песня о Родине» в эти дни зазвучала с новой силой, как немеркнущий символ советского патриотизма. С этой мелодией шли в атаку. Ее пели партизаны Украины и Брянщины, ее шепотом напевали пленники фашистских концлагерей. Когда партизанам Ковпака нужно было испытать приземлившихся на территории лагеря парашютистов — не враги ли это, им предлагали спеть «Песню о Родине». Когда в освобожденные города Чехословакии, Польши, Югославии входили советские войска, хозяева и освободители, охваченные единым чувством дружбы, пели:
Широка страна моя родная...
Мелодия «Песни о Родине» звенела хрустальными переливами колокольчиков в позывных Московского радио, когда вся страна с трепетом ждала сообщений о победах советского оружия.
Не была забыта и «Песня о Каховке» — на ее мелодию складывались новые, злободневные поэтические тексты — о партизанах Белоруссии, о героях битвы под Чижовкой. На мотив песенки «Капитан, капитан, улыбнитесь» распевали злые сатирические куплеты о ненавистном фюрере и его грабь-армии...»
Настоящая слава пришла к Дунаевскому с песнями из кинофильма «Веселые ребята», поставленного Григорием Александровым. Первая советская музыкальная комедия своим огромным успехом в значительной степени обязана музыке Дунаевского, которую исполняли в фильме музыканты из джаз-оркестра под управлением Леонида Утесова:
Шагай вперед, комсомольское племя,
Шути и пой, чтоб улыбки цвели.
Мы покоряем пространство и время,
Мы молодые хозяева земли!
Этим словам уже более сорока лет, а кажется, что они написаны сегодня и не постареют никогда, настолько они верно передают настроение нашей замечательной молодежи, настолько они слиты с жизнерадостной музыкой марша.
И разве кто-нибудь может подумать, что песня сочинялась «наоборот» (как, впрочем, большинство песен И. Дунаевского), что сначала была написана музыка, а потом — стихи, да и тут все было не так, как обычно, когда композитор играет мелодию будущей песни знакомому поэту и просит его «подобрать», сочинить для нее слова. На этот раз авторы песни не знали друг друга, и больше того — композитор вообще не знал, кто сочинит стихи для его музыки. Случай оказался трудным, и было столько неудачных попыток, что постановщики фильма решили объявить с помощью газеты «Комсомольская правда» конкурс на стихи для «Марша веселых ребят». Но и участники конкурса не радовали постановщиков комедии до тех пор, пока в редакцию не пришел из журнала «Крокодил» его сотрудник, поэт-сатирик Василий Лебедев, писавший под псевдонимом Кумач.
Леонид Осипович Утесов, первый исполнитель песни, так рассказывает о ее создании:
«...Эрдман и Масс приступили к сочинению сценария кинофильма, а Дунаевский — музыки, учитывая мои дружеские советы и пожелания.
Стихи писались несколькими авторами. Сказать откровенно, стихи эти мне не очень нравились, но пришло время съемок и ничего не оставалось, как пройти в первой панораме под «Марш веселых ребят» и, скрепя сердце, пропеть такие безличные слова:
Ах, горы, горы, высокие горы,
Вчера туман был и в сердце тоска,
Сегодня снежные ваши узоры
Опять горят и видны издалека.
И так еще несколько куплетов, которые теперь я даже уже и не помню.
Хотя все уже было снято, пропето и записано, я, приехав из Гагры, где снимались натурные кадры, в Москву на павильонные съемки, тайно от всех встретился с Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом и попросил его написать стихи, которые соответствовали характеру Кости Потехина. И особенно просил его позаботиться о рефрене. И он написал ставшие знаменитыми слова «Марша веселых ребят»:
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда...
и рефрен, превратившийся в символ того времени:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг, и зовет и ведет.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
25 декабря 1934 года фильм «Веселые ребята» вышел на экраны кинотеатров, и музыка Дунаевского стала завоевывать сердца. А в ноябре 1935 года в Кремле делегаты Всесоюзного съезда стахановцев — их было около двух тысяч — после закрытия съезда стихийно, не сговариваясь, запели «Марш веселых ребят». В 1937 году под этот марш закрылся конгресс мира и дружбы с СССР в Лондоне.
С этой песни началась творческая дружба Дунаевского и Лебедева-Кумача, подарившая нам десятки замечательных молодежных песен.
Вот строки Дунаевского из письма к пионерке Люде Вытчиковой 11 июня 1950 года:
«Мое творчество я навсегда посвятил молодости. Носителем молодости, жизни, солнца, радости, дерзаний, мечтаний является наша молодежь... Сейчас я и такие, как я, отдаем свои способности и силы нашей молодежи, чтобы она росла и крепла, чтоб она окрыляла нашу жизнь».
Как и большинство песен Дунаевского, «Марш веселых ребят» шагнул с экрана на эстраду, в клубы города и деревни, в школы. «Марш веселых ребят», как и многие другие советские песни, пересек границы нашей страны.
— Эти песни были для нас вестниками свободы, — рассказывало о довоенных годах болгарское радио.— Залы кинотеатров, в которых демонстрировались советские фильмы «Цирк», «Веселые ребята» и другие, были переполнены. Почти в каждом ряду сидели полицейские. Школьники, которых не допускали на советские кинокартины, одевались как строительные рабочие, продавцы газет, чистильщики сапог и проникали в зал. Аплодировать запрещалось.
Болгарские композиторы, слушая песни в залах кинотеатров, записывали их музыку и текст, после чего делался перевод на болгарский язык, и песни печатались,— чаще всего нелегально.
О «Марше веселых ребят» известный болгарский публицист Васил Воденичарски говорил: «...Разве мы не живем под тем же самым небом? Разве мы не можем быть такими же «веселыми ребятами»?
Советская песня для нашей молодежи была лозунгом и оружием в борьбе за свободу Болгарии».
И так было не в одной Болгарии — во многих странах. С полным правом можно сказать, что «Марш веселых ребят» обошел весь мир. Его исполняют и сегодня в новых аранжировках самые популярные зарубежные и советские ансамбли, включают в свой репертуар певцы.
Нет ни одного человека в нашей стране, от малышей до почтенных стариков, кто бы не знал бодрую, вселяющую радость и оптимизм мелодию песни и призывные стихи, многие строки которых стали крылатыми фразами.
Д. Б. Кабалевский писал: «Сегодня Дунаевский для нас — это живое творчество, богатое и увлекательное, любимое великим множеством людей, едва ли не во всем мире. Сегодня Дунаевский для нас — это и живые традиции светлого, радостного, молодого искусства...»
В. Викторов, М. Садовский. Звонкие судьбы. М. 1980
Режиссёр: Григорий Александров
В ролях: Л. Утёсов, Л. Орлова, М. Стрелкова и другие
Исаак Дунаевский, Василий Лебедев-Кумач
Песня «Марш весёлых ребят»
Исполняет Леонид Утёсов
1934 г.