Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
Размер 4 / 4 и 2 / 4
Ой, ту-
ма-а-ны мо-
и, расту-
ма-а-а-
а-
ны,
Ой,
род-
ные ле-
са-а
и-и лу-
га!
У-
хо-
ди-и-ли в по-
ход пар-
ти-
за-а-ны,
У-
хо-
дили
в по-
ход на вра-
а.
Э-
э
Ухо-
ди-и-ли
в по-
хо-од
парти-
за-а-ны,
У-
хо-
дили
в по-
ход на вра-
га.
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.
На прощанье сказали герои:
— Ожидайте хороших вестей.—
И на Старой Смоленской дороге
Повстречали незваных гостей.
Повстречали — огнем угощали,
Навсегда уложили в лесу
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу.
С той поры да по всей по округе
Потеряли злодеи покой:
День и ночь партизанские вьюги
Над разбойной гудят головой.
Не уйдет чужеземец незваный,
Своего не увидит жилья...
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родная сторонка моя!
1942
Две последние строчки куплета повторяются два раза
Табулатура для гитары (Guitar Pro 5) Караоке
Советский композитор Владимир Григорьевич Захаров (1901—1956)
Владимир Захаров родился 18 октября (5 октября по старому стилю) 1901 года на руднике при Богодуховской Балке (сейчас — в черте города Донецка) в семье шахтёра. С 1912 по 1920 учился в мужской гимназии г. Таганрог. Музыкой Владимир Захаров начал заниматься в 1916-м в Таганрогском музыкальном училище. С 1920 по 1921 композитор выступал как исполнитель на балалайке в оркестре народных инструментов под управлением В. В. Хватова. Дальнейшее музыкальное образование Захаров получил в Ростов-на-Дону в Донской консерватории (1922—1927), которую окончил в 1927-м по классу композиции у Н. З. Хейфеца. Занимаясь в консерватории, Захаров одновременно преподавал теорию музыки в музыкальной школе. В 1929 композитор переехал в Москву и начал работать дирижёром и редактором на Московском радио (1930—1933). С 1932 г. и до конца жизни Захаров являлся художественным руководителем Русского народного хора имени Пятницкого, для которого написано большинство его произведений. Среди них можно назвать песни «Вдоль деревни» (1933), «И кто его знает» (1939), «Зелёными просторами» (1938), «Ой туманы мои, растуманы» (1942) на слова М. Исаковского; «Колхозная свадьба» (1941) на слова А. Твардовского; «Белым снегом» (1942) на слова П. Казьмина. Владимир Захаров известен также как собиратель и автор многочисленных хоровых обработок русских народных песен. Композитор имеет звание Народного артиста СССР (1944) и лауреата Сталинских премий (1942, 1946, 1952). Владимир Григорьевич Захаров умер 13 июля 1956 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973)
Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января (7 января по старому стилю) 1900 года в деревне Глотовка Смоленчкой губернии в крестьянской семье. В 1913 году окончил начальную школу, затем два года проучился в Смоленской гимназии. В 1914 году опубликовал в газете «Новь» своё первое стихотворение — «Просьба солдата». До Октябрьской революции Исаковский работал учителем сельской школы, после октября 1917 г. — секретарем волисполкома. В 1919—1921 годах Исаковский — редактор ельнинской уездной газеты, затем сотрудник — смоленской областной газеты «Рабочий путь». В 1927 году в Москве вышла его книга стихов «Провода в соломе», кторая получила положительный отзыв М. Горького. В 1931 году Исаковский переезжает в Москву и становится редактором журнала «Колхозник», однако в 1932 году по состоянию здоровья покидает должность и целиком посвящает себя литературной деятельности. Стихотворения Исаковского в эти и последующие годы посвящены преобразованиям в городе и деревне после революции 1917 года, коллективизации, культурной революции, Великой Отечественной войне, восстановлению народного хозяйства в послевоенное время. В 30-е годы Исаковский получает всенародную известность как поэт-песенник. За первой песней «Вдоль деревни» последовали «Катюша», «И кто его знает», «Провожанье», «Шёл со службы пограничник». В годы войны и послевоенные годы — «В лесу прифронтовом», «Огонёк», «Лучше нету того цвету», «Под звёздами балканскими», «Летят перелётные птицы», «Ой, цветёт калина» и др. Михаил Исаковский был награждён четырьмя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Имеет звание Героя Социалистического Труда (1970) и лауреата двух Сталинских премий (1943, 1949). Михаил Васильевич Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Паризан времён Великой Отечественной войны
В архиве хора имени Пятницкого бережно хранятся материалы переписки композитора В. Г. Захарова и поэта М. В. Исаковского военных лет, из которых следует, что 28 января 1942 года Владимир Григорьевич отправил из Фрунзе, где в то время находился руководимый им коллектив, письмо Исаковскому в Чистополь. В нем, в частности, говорилось: «...Нужна песня о партизанах или о партизане. Этой песни нам не хватает чрезвычайно. О партизанке. Может быть, с шуткой...». Перечислялись и другие темы для песен. Но Михаил Васильевич загорелся идеей создать именно партизанскую песню. Работал он над ней долго. Лишь в июне стихи были, наконец написаны и отправлены композитору в Свердловск, куда к тому времени перебрался хор.
«Когда песня была закончена, — вспоминала первая запевала ее в хоре имени Пятницкого, заслуженная артистка РСФСР Валентина Ефремовна Клоднина, — мы выучили ее и приехали в клуб железнодорожников Свердловска. Поем. Приняли ее отлично. Заставили петь несколько раз. Но особенно памятен мне следующий концерт, который проходил в госпитале.
Выхожу запевать после того, как объявили «Туманы». Спела. И тишина. Никаких аплодисментов. Я пошла на свое место. Стала в хор. И тут встает из рядов боец, выходит на сцену, поцеловал меня и говорит: «Спасибо за такую чудесную песню! Нельзя ли повторить?»
Тут только очнулся зал. Зааплодировали. «Браво» кричат, а у кого руки перебинтованы, костылями стучат по полу. Что творилось! Несколько раз повторяли эту песню...»
«Ой, туманы...» вошла в золотой фонд советского песенного творчества. Песня эта и в наши дни звучит в программах хора имени Пятницкого, оставаясь мужественным и величавым символом сурового и незабываемого времени, в которое она родилась.
Юрий Бирюков. Уходили в поход партизаны // Песни войны и Победы. М., 2005
Художественный руководитель: Валентин Левашов
Солистка: Лидия Николашина
Запись с музыкального вечера, посвящённого 100-летию со дня рождения М. Е. Пятницкого
1964 г.
Владимир Захаров, Михаил Исаковский
Песня «Ой, туманы мои, растуманы»