Обработка А. Александрова, слова П. Парфёнова, редакция текста С. Алымова
Размер 4 / 4
По до-
линам и по
взго-
рьям
Шла ди-
визи-
я впе-
рёд,
Чтобы
с бо-
ю
взять
При-
морье —
Бе-
лой
а-
рми-
и
о-
плот.
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперёд,
Чтобы с бою взять Приморье —
Белой армии оплот.
Наливалися знамена
Кумачом последних ран,
Шли лихие эскадроны
Приамурских партизан.
Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда!
Партизанские отряды
Занимали города.
И останутся, как сказка,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Разгромили атаманов,
Разогнали воевод
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
1920
Последние две строки куплетов повторяются
Советский композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946)
Александр Васильевич Александров родился 13 апреля (1 апреля по старому стилю) 1883 года в деревне Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье. Заниматься музыкой Александров начал в Петербурге в регентских классах Придворной певческой капеллы. В 1900-м поступил в Петербургскую консерваторию, но по болезни прервал занятия. В 1909 году Александров продолжил учёбу в Московской консерватории, которую окончил в 1913 году по классу композиции, а в 1916 году — по классу пения. В 1928-м году Александров организовал Ансамбль красноармейской песни и пляски, который в 1937-м году завоевал Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Самые известные песни Александрова — «Священная война» (1941) на слова В. Лебедева-Кумача, ставшая музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны, и «Гимн СССР» (1943) на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Александров известен также своими обработками для хора революционных песен — «По долинам и по взгорьям», «Из-за лесу», «Гулял по Уралу Чапаев-герой» и др., а также русских народных песен — «Вниз по матушке по Волге», «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка», «Ой, да ты калинушка» и др. Александр Александров имеет звания Народного артиста СССР (1937), доктора искусствоведения (1940), генерал-майора Советской Армии (1943) и лауреата Государственной премии СССР (1942 и 1946). Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года в Берлине. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Пётр Семёнович Парфёнов (1894—1937?)
Пётр Семёнович Парфёнов родился 29 июня 1894 года в селе Никольское Белебеевского уезда Уфимской губернии в семье крестьянина. В детстве и юности Парфёнову перепробовал множество занятий. Ему приходилось работать кучером, дворником, булочником, бухгалтером, счетоводом, официантом и даже сельским учителем. С началом Первой мировой войны Пётр ушёл на фронт, а в 1915-м в газетах появились его первые стихи. В июле 1917-го года в связи с контузией получил двухмесячный отпуск и уехал в Алтайский округ. Во время Гражданской войны был уполномоченным по созданию крестьянских советов Алтайской губернской земской управы, членом Алтайского губисполкома, заведующим отделом народного образования исполкома Алтайской губернии. В 1918-м году Парфёнов стал командиром полка имени Карла Маркса и инспектором строевой части штаба Алтайского фронта, затем — командиром полка 8-й Забайкальской дивизии Красной армии и начальником политуправления Народно-революционной армии Дальневосточной республики. В марте 1922-го года Пётр Парфёнов переехал в Москву, где стал одним из сотрудников Коминтерна, работая редактором журналов «Советский путь», «Коллективист» и заместителем торгового представителя СССР в Иране. В 1925—1926 годах Парфёнов работал ответственным инструктором ЦК ВКП(б) по Сибири и Дальнему Востоку, в 1927—1929-м годах — председателем Госплана РСФСР. С 1929-го года занимался исключительно литературной деятельностью. Им были написаны исторические книги «Уроки прошлого. Гражданская война в Сибири», «В огне революции», «На соглашательских фронтах», «Борьба за Дальний Восток», повесть «Поход на Гатчину», роман «Личное и общественное» и другие произведения. В 1934-м году Парфёнов вступил в Союз писателей СССР, возглавив Московское товарищество писателей. В октябре 1935-го Парфенова арестовали. Дальнейшая судьба Парфёнова неизвестна. По одной версии он был расстрелян 29 июля 1937 года по обвинению в организации контрреволюционной террористической группы, по другой (Т. В. Попова «О песнях наших дней». М., 1969) — умер в 1943 году.
Советский поэт Сергей Яковлевич Алымов (1892—1948)
Сергей Яковлевич Алымов родился 5 апреля (24 марта по старому стилю) 1892 года в селе Славгород Ахтырского уезда Харьковской губернии. Некоторое время Алымов учился в Харьковском коммерческом училище, однако в 1911-м году за участие в революционной деятельности был сослан в Енисейскую губернию «на вечное поселение». Через несколько месяцев Алымов бежал в Шанхай. После этого поэт жил также в Японии, Корее и Австралии, а в 1917-м поселился в Харбине. В начале 1920-х годов Алымов активно участвует в литературной жизни Владивостока и Харбина. В это время он входил в футуристическую группу «Творчество» и писал стихи в духе Северянина (книги «Киоск нежности», («Оклик мира», «Арфа без молний» и др.), а также статьи, посвящённые Советской России и Ленину. Занимался Алымов и переводами старинной японской поэзии. По воспоминаниям современников поэт «стал кумиром харбинской молодежи». Стихи Алымова печатались в «Шанхайской газете», «Вестнике Маньчжурии» и харбинской газете «Рупор», редактором которой некоторое время состоял поэт. С 1925 года Алымов стал постоянным сотрудником газеты «Копейка», а во второй половине 1920-х гг. переселился в Москву. В начале 1930-х поэт был арестован и отправлен в исправительно-трудовой лагерь «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», где также занимался журналистикой — редактированием газеты для заключенных. После возвращения в Москву в конце 1931-го года Алымов стал одним из авторов книги «Канал имени Сталина» (1934) и автором многих советских патриотических песен, наиболее известные из которых — «Вася-Василёк» («Что ты, Вася, приуныл, голову повесил…»), «Хороши весной в саду цветочки», «Краснофлотский марш». Алымову принадлежит также литературная обработка песни «По долинам и по взгорьям». Во время войны поэт работал в составе фронтовых бригад. Сергей Яковлевич Алымов трагически погиб в автокатастрофе 29 апреля 1948 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Митрофан Борисович Греков (1882—1934). Трубачи Первой Конной (1927)
«По долинам и по взгорьям шла дивизия вперёд…» — удивительна судьба этой песни, шагнувшей с советского Дальнего Востока к Пиренеям. История её создания и распространения необычна тоже. Оказывается, песня, в которой поется о дальневосточном Приморье и Тихом океане, родилась за тысячи вёрст от тех мест, в степном Алтае.
Помните, у поэта: «За Советскую власть, в партизанский поход уходил девятнадцатый год»? Эти слова вполне могут быть отнесены и к алтайской земле, где в 1919-м действовала партизанская армия Ефима Мамонтова. В ее рядах находился двадцатичетырехлетний коммунист Пётр Парфёнов. Выходец из сельской бедноты Уфимской губернии, он в поисках заработка исколесил полстраны. Весной семнадцатого на фронте стал большевиком. Потом находился на советской работе в Алтайской губернии до контрреволюционного мятежа в Сибири летом 1918 года. Талантливый самоучка, Парфенов был музыкален, случалось, писал и стихи. Его знали Горький, Новиков-Прибой…
Когда на Алтае стала шириться народная борьба за восстановление Советской власти, Парфенов решил сложить партизанскую песню. Полтора десятка лет спустя он вспоминал:
«В феврале 1919 года, на заре повстанческого движения против колчаковщины, я написал песню «Наше знамя», посвященную моему земляку и другу Ефиму Мамонтову и одобренную писателем А. С. Новиковым-Прибоем».
Сохранились первые строки: «Мы, землеробы, будем вольно в родной Сибири нашей жить…» Создавая «Наше знамя», Парфенов использовал мотив ранней песни, которую сложил для себя ещё во время дореволюционных скитаний: «По долинам и загорьям целый месяц я бродил…» Её первая строка и впоследствии не была забыта автором, мелодия приобрела популярность благодаря успеху «Нашего знамени».
Да, успех и у первой его песни вышел огромный. В 1920-м, после освобождения Красной Армией Алтая, Парфёнов был направлен на Дальний Восток, где ещё шла борьба с интервентами и белогвардейцами. Там он с удивлением узнал, что «Наше знамя» среди рабочих и бойцов очень популярно. Тогда же ему поручили переработать текст песни применительно к новым условиям. «Я написал новую песню,— вспоминал Парфёнов,— заимствуя для неё мелодию, тему, форму и отчасти самый текст из предшествующей». Эту песню автор посвятил памяти Сергея Лазо.
Неизвестно, была ли она опубликована в ту пору. Да и сам Парфёнов, уехав с Дальнего Востока, наверное, потерял её след. Жил и работал в Москве, писал книги по истории гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. За эти годы он напечатал лишь два небольших стихотворения. И всё же его имени суждено было войти не в историческую энциклопедию, а в литературную, где Парфёнов значится как поэт. Причиной тому — песня «По долинам и по взгорьям». Выдержавшая испытание временем, оставленная, по сути, на произвол судьбы, она полюбилась народу, и народная память её сберегла, разнесла по стране.
Именно как народную в 1929 году далеко от Тихого океана, под Киевом, песню записал Александр Васильевич Александров с голоса военнослужащего Атурова (которого, кстати, порой неправильно называют автором мелодии). Александров сделал музыкальную обработку, и в том же году руководимый им Краснознамённый ансамбль песни и пляски Красной Армии исполнил её с текстом, отредактированным поэтом Сергеем Алымовым.
Не всё в новой редакции текста было удачно. Так, поэт несколько изменил запев: «По долинам и загорьям...» Взамен местного речения «загорьям» он поставил «по взгорьям». Был введен новый куплет, в словах которого — «Наливалися знамена кумачом последних ран»,— пожалуй, присутствует излишняя красивость. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь… Да и надо ли? Ведь поём мы, например, о матросе-партизане Железняке, который «лежит под курганом, заросшим бурьяном», хотя на самом деле Железняков был не партизаном, а командиром бронепоезда Красной Армии и торжественно похоронен в Москве.
Так песня Петра Семёновича Парфенова (его авторство было установлено посмертно, более чем через тридцать лет после первого профессионального исполнения) обрела «второе дыхание» и широчайшую популярность. Родившаяся в разгар борьбы масс против интервентов и белогвардейцев в Сибири и на Дальнем Востоке, песня с такой обобщающей силой отразила героику этой борьбы, что стала подлинно народной, а затем в годы сражения с фашизмом приобрела значение интернационального гимна партизан. Из бессмертного репортажа Юлиуса Фучика, например, мы знаем, что 1 мая 1943 года сквозь решетки гестаповской тюрьмы в Панкраце в числе прочих летел и этот мотив.
Долгие годы живет с нами песня про смелых и сильных людей, которые по долинам и по взгорьям шли вперед, освобождая от чужеземцев свою священную землю.
Источник: Сидоровский Л. И. «И на Тихом океане свой закончили поход…» //
«Почаще пойте песни революции!..». Л., 1987
Дирижёр: Александр Александров
1946 г.
Александр Александров, Пётр Парфёнов, Сергей Алымов
Песня «По долинам и по взгорьям»
Рассказ известного советского журналиста был написан в 1987-м году, когда некоторые факты, связанные с русской и советской историей, упомянать было непринято. В дополнение к истории, рассказанной Львом Сидоровским, приведём следующее.
Помимо текста Парфёнова (см. ниже первоначальную версию) и близкого к нему текста «Партизанской» песни (см. ниже) на тот же мотив исполнялась песня сибирских стрелков времён Первой мировой войны «Из тайги, тайги дремучей» (1915) на слова Владимира Гиляровского (см. ниже), а также «Марш дроздовцев» (1919) на слова П. Баторина (см. ниже).
Дроздовцы — отряд, сформированнй из добровольцев полковником Михаилом Гордеевичем Дроздовским на румынском фронте. 26 февраля (11 марта) 1918 года отряд выступил в поход Яссы-Дон для соединения с Добровольческой армией генерала Корнилова и совместной борьбы против советской власти.
По долинам, по загорьям
Шли дивизии вперёд,
Чтобы с бою взять Приморье,
Белой армии оплот.
Становились под знамена,
Создавали ратный стан
Удалые эскадроны
Приамурских партизан.
Этих дней не смолкнет слава,
Не померкнет никогда!
Партизанские отряды
Занимали города.
Будут помниться, как в сказке,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Разгромили атаманов,
Разогнали всех господ,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
По долинам, по загорьям
Шли дивизии вперёд,
Чтобы с боем взять Приморье,
Белой армии оплот.
Чтобы выгнать интервентов
За рубеж родной страны
И не гнуть пред их агентом
Трудовой своей спины.
Становились под знамена,
Создавали ротный стан
Удалые эскадроны
Приамурских партизан.
Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда,
Партизанские отряды
Занимали города.
Будут помниться, как в сказке,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Разгромили атаманов,
Разогнали всех господ
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
слова В. Гиляровского
Из тайги, тайги дремучей,
От Амура, от реки,
Молчаливо, грозной тучей
Шли на бой сибиряки.
Их сурово воспитала
Молчаливая тайга,
Бури грозные Байкала
И сибирские снега.
Ни усталости, ни страха;
Бьются ночь и бьются день,
Только серая папаха
Лихо сбита набекрень.
Эх, Сибирь, страна родная,
За тебя ль мы постоим,
Волнам Рейна и Дуная
Твой привет передадим!
слова П. Баторина
Из Румынии походом
Шел дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Исполняя тяжкий долг.
Видел он, что Русь Святая
Изнывает под ярмом
И как свечка восковая
Догорает с каждым днем.
Шли дроздовцы твердым шагом,
Враг под натиском бежал, бежал, бежал,
И с трехцветным русским флагом
Славу полк себе стяжал.
Пусть вернемся мы седые
От кровавого труда:
Над тобой взойдет, Россия
Солнце новое тогда.
Из Румынии походом
Шел дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Исполняя тяжкий долг.