На данной странице представлена статья «Песня» советского музыковеда В. А. Васиной-Гроссман из «Музыкальной энциклопедии»
Песня — наиболее распространённый род вокальной музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. ( песня революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песни для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В некоторых странах термин «песня» (нем. Lied, франц. chanson, англ. song) применяется и к романсу.
Тексты песен обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В русской песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные таким образом стихотворения чаще всего становились популярными песнями, народными или авторскими (А. С. Пушкин — «Зимняя дорога», А. А. Дельвиг — «Соловей, мой соловей», Я. П. Полонский — «Песня цыганки», Н. А. Некрасов — «Ой, полна, полна коробушка...» и другие).
М. Яковлев. «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина)
Песни свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке — и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном — припевом). Внутренне расчленение музыкальной строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической.
Рембо де Вакейра. Эстампида
Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства песни. Одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтической и музыкальной строфы, единство рифмы и мелодической каденции.
К одноголосным песенным жанрам относятся также итальянские лауды, испанские кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одноголосным формам песни приходят песни с сопровождением одного или нескольких инструментов. Во Франции XVI в. термин «песня» (chanson) стал применяться и к полифоническим вокальным произведениям, иногда программно-изобразительного характера («Битва» Жанекена)
В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многоголосной песни: итальянские фроттолы, вилланеллы и тому подобные песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итальянских канцонеттах конца XVI—XVII вв., оказавших большое влияние на творчество немецких, французских и английских композиторов. К песенным жанрам XV—XVI вв. относятся различные религиозные и военные песни: гуситские песни, гимны гугенотов, протестантские хоралы, и т. д.
Во 2-й половине XVIII в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная песня-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере XVIII в. и в других музыкально-театральных жанрах. В период Великой французской революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Ca ирá» („Ça ira”) сохранили значение в качестве художественных символов освободительной борьбы народа.
В XIX в. в связи с общим расцветом лирических форм искусства, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно песню (часто в народном духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (например, «Не искушай» Глинки), а песня — некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии песни, которая порой может даже исполняться с другим текстом (при условии сохранения строфического строения и размера). Немаловажное значение имеют и другие жанровые признаки. Романс связан главным образом с лирической сферой чувств, понятие «песня» включает в XIX—XX вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирическая, драматическая песня и другие). Промежуточные формы песни-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве русских композиторов 1-й половины XIX в. — А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и других. Классики XIX в. — от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова — оставили сравнительно немного песен в точном значении слова, однако песенность как тип мелодического мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к музыкальному наследию многих зарубежных композиторов XIX в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди.
Параллельно с творчеством профессиональных композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, которые сами создавали (или подбирали из популярных песен) мелодии для своих песен и сами их исполняли. Их произведения часто отличались яркой публицистичностью. Песни французских поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции.
В начале XX в. в ряде стран переживает подъём рабочая революционная песня, лучшие образцы которой приобрели международное значение («Интернационал»). Она послужила одним из истоков советской массовой песни, впитавшей также и черты народной песни, крестьянской и городской, русской и украинской. Массовая песня стала одним из ведущих жанров в советском музыкальном творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918—20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941—45. Она оказала большое влияние на другие жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие советские песни получили распространение за рубежом.
С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в других странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, французские композиторы, входившие в Народную музыкальную федерацию). Большого развития в XX в. достигла эстрадная песня, исполняемая солистами или вокально-инструментальными ансамблями. В 60—70-х гг. в ряде стран, в том числе в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль современной песни (прежде всего — советской) ярко выявляется в международном движении за мир и социальный прогресс.
Розанов И. Н. (Вступительная статья), в издании: Песни русских поэтов, М., 1936;
Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, выпуск 1 — Очерк четвертый. Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938;
её же, Русские поэты и вокальная лирика, в книге: Иванов Г. К., Русская поэзия в отечественной музыке, М., 1966;
Асафьев Б., О русской песенности, в книге: Избранные труды, т. 4, М., 1955;
его же, Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957;
Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960;
Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962;
Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, глава 4 — От канта к «российской песне»;
Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в книге: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века, книга 1, М., 1968;
Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968;
Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969;
Левашева О. Е., Песня и романс, в книге: История русской музыки, т. 1, М., 1972;
Эрисман Г., Французская песня, М., 1974;
Артеменко Е., Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления, Воронеж, 1976;
Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889;
Aubry P., Trouvèreset troubadours, P., 1909;
Vetter W., Wort und Weise im deutschen Kunstlied des 17. Jahrhunderts, „ZfMw”, 1928, Jahrg. 10, No 11 – 12;
Müller-Blattau J., Das Verhältnis von Wort und Ton in der Geschichte der Musik, [Stuttg.], 1952;
Beaufils M.,Musique du son, musique du verbe, P., 1954;
Müller G., Geschichte des deutschen Liedes vom Zeitalter des Barock bis zur Gegenwart, [Darmstadt], 1959;
Sydоw A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., [1962];
Ruwet N., Language, musique, poésie, P., 1972.
Источник: Музыкальная энциклопедия. М., 1973—1982