На данной странице представлена статья «Революционная песня» советского музыковеда И. В. Нестьева из «Музыкальной энциклопедии»
Краткая история революционной песни
Революционная песня — народная песня, преимущественно хоровая, выражающая идеи борьбы трудящихся масс за освобождение от классового и национального гнёта. Сложилась как новейший жанр фольклора в передовых европейских странах в эпоху буржуазных революций конца XVIII и середины XIX вв. Обрела классические формы художественного выражения и получила всенародное распространение в эпоху пролетарских революций конца XIX—1-й половины XX вв. Исторические типы революционной песни складывались на протяжении столетий в освободительном движении крестьян и ремесленников XV—XVIII вв.: это и чешские гуситские гимны, и немецкий протестантский хорал (характерный пример — хорал „Ein feste Burg ist unser Gott” M. Лютера, который Ф. Энгельс назвал «Марсельезой XVI века»), и русские антикрепостнические («молодецкие», «разбойничьи») песни, и гайдуцкие песни сербов, болгар, молдаван, и повстанческие гимны венгров («Ракоци-марш»). Однако влияние подобных песен, за отдельными исключениями, не выходило за пределы местной национальной культуры; многие из них к тому же отражали религиозные или националистические предрассудки своего времени или определённой среды. «... Поэзия прошлых революций, за исключением Марсельезы, — писал Ф. Энгельс, — редко производит революционное впечатление в позднейшие времена, так как для того чтобы воздействовать на массы, она должна отражать и предрассудки масс того времени» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 468). «Марсельеза» (текст и музыка сочинены в ночь на 26 апр. 1792 офицером Рейнской армии Руже де Лилем) стала классическим образцом массового героико-революционного гимна-марша.
С выдвижением пролетариата на авансцену международного освободительного движения во Франции, Германии, России, Польше, США и других странах сформировалась революционная песня нового типа, интернациональная по содержанию, запечатлевшая «железное мужество» (М. Горький) и нерушимую волю к социальному переустройству мира, эмоциональную атмосферу митингов и манифестаций, стачек и баррикадных боёв. О художественной выразительности этого искусства писал К. Маркс, характеризуя «Песнь силезских ткачей» (1844) как «смелый клич борьбы, где нет даже упоминания об очаге, фабрике, округе, но где зато пролетариат сразу же с разительной определенностью, резко, без церемоний и властно заявляет во всеуслышание, что он противостоит обществу частной собственности» (там же, т. 1, с. 443). Важную организующую роль рабочей революционной песни отметил в одной из статей в 1913 В. И. Ленин, указавший, что «во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетарская песня о близком освобождении человечества от наемного рабства» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 276). Поэтические тексты пролетарских революционных песен характеризует чёткое воплощение политических призывов к борьбе за социализм. Их музыку отличают упругость ритмики, чеканная маршевость в сочетании с плакатной ясностью мелодического рисунка, властная императивность ораторских интонаций. Таковы французская песня «Интернационал» (слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера, 1887), русская «Смело, товарищи, в ногу» (слова Л. Радина, 1897), польская «Варшавянка» (сл. В. Свенцицкого, 1883) и другие.
В процессе бытования и развития революционной песни сложились её жанровые разновидности: призывные политические гимны, траурные песни-марши памяти жертв революции, повествовательные (баллады о героях), песни каторги и ссылки, сатирически-обличительные, праздничные (первомайские) и т.п. По мере роста революционных рабочих партий нового типа ширилась идейная значимость революционной песни как сильнейшего средства социалистического воспитания масс. Стало возможным говорить о «пропаганде социализма рабочей песней» (В. И. Ленин, там же). В период жестокой реакции именно революционная песня оставалась единственным доступным массам жанром, в котором сам рабочий класс выступал одновременно как творец, пропагандист и потребитель жизненно необходимых эстетических ценностей. Примечательна роль лучших пролетарских революционных песен, которые приобрели всемирную известность. «Интернационал», текст которого переведён на многие языки мира, стал в XX в. международным гимном коммунистических партий. «В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от Родины, — писал В. И. Ленин, — он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву „Интернационала”» (там же, с. 273). Мелодии популярнейших революционных песен нередко «мигрировали» из страны в страну, легко осваивались, а порой и трансформировались в иной национальной среде. Так, в практику русского песенного движения проникли польские революционные песни (например, «Варшавянка»), повсеместное распространение получили песни французских революций («Марсельеза», «Карманьола», «Красное знамя»), лучшие пролетарские песни России стали «оружием» классовой борьбы зарубежных рабочих. Стихийный взаимообмен в области революционного песенного искусства способствовал международному сплочению сил социализма.
Распространение новых песен осуществлялось через политические прокламации, подпольные песенники, партийные газеты, а в дальнейшем – через пролетарские хор, объединения, художественные агитбригады, деятельность профессиональных литераторов, музыкантов, артистов, связавших свою судьбу с освободительной борьбой масс. Незабываемое впечатление на русскую аудиторию в дни Революции 1905—1907 производило исполнение «Дубинушки» Ф. И. Шаляпиным. Франция выдвинула ряд талантливых шансонье, выступавших в рабочей среде с песнями борьбы и протеста (в XIX в. — П. Дюпон, в начале XX в. — Г. Монтегюс и другие). Всеобщее признание у массовой аудитории США завоевали исполнители песен протеста (негритянский певец П. Робсон, поэт и фольклорист П. Сигер). Признанным деятелем рабочего и антифашистского движения в Германии стал выдающийся певец-трибун Э. Буш, которого X. Эйслер называл «поющим сердцем рабочего класса».
Музыка революционных песен на первых порах создавалась путём переосмысления традиционных напевов. Значительное место среди них занимали мелодии известнейших народных песен – крестьянских, чаще городских. Например, знаменитая песня французских санкюлотов „Ça ira” возникла из национальной мелодии «Национального карийона» (композитор Бекур). На народных мелодиях основаны русские революционные песни «Дубинушка» (первоначальный вариант — стихотворение В. И. Богданова, позднее распетое на мотив старинной трудовой припевки) и народническая песня «Здравствуй, свободы вольное слово» (на мотив украинской повстанческой песни «Гей, не дивуйте, добрії люди»). Некоторые революционные песни XIX в. были распеты на оперные мелодии (например, известная в народнической среде «Назови мне такую обитель» на слова Н. А. Некрасова, певшаяся на мотив стретты из пролога к опере Г. Доницетти «Лукреция Борджа»). Однако уже на раннем этапе истории революционной песни появляются мелодии и стихи, специально написанные композиторами и поэтами — участниками революционного движения; среди них — упомянутые выше мелодии Руже де Лиля и П. Дегейтера, русские песни «Есть на Волге утёс» (слова А. А. Навроцкого, музыка А. Рашевской), тюремная «Слушай» (слова И. И. Гольц-Миллера, музыка П. П. Сокальского), народнический гимн «Смело, друзья, не теряйте» (слова М. Л. Михайлова, музыка Н. Пескова), а впоследствии — стихи Г. М. Кржижановского, Л. П. Радина, первых рабочих поэтов (Ф. С. Шкулёва и других). В XX в., особенно после 1917, выдвигается плеяда композиторов, посвятивших своё творчество главным образом жанру политической песни. Среди первых представителей этого вида искусства в Советской России — Д. Я. Покрасс, А. С. Митюшин, А. А. Давиденко, В. А. Белый. В Германии начиная с 20-х гг. развёртывается деятельность Эйслера, создавшего непревзойдённые образцы боевой рабочей песни (Kampflied), популярные во многих странах мира. Революционные песни писали и композиторы Венгрии (Б. Рейниц, Ф. Сабо), Чехословакии (Й. Станислав, Я. Ежек), США (М. Блицстайн, Э. Сигмейстер). Во время активизации антифашистского движения (1930-е—40-е гг.) к жанру политической песни обращались и крупные композиторы-симфонисты: А. Онеггер, Д. Мийо, Ш. Кеклен во Франции, А. Копленд в США, Б. Бриттен, А. Буш в Великобритании, П. Дессау в Германии, С. Ревуэльтас в Мексике и другие.
Музыкально-поэтический стиль русской революционной песни значительно эволюционировал — от единичных опытов начала XIX в. к расцвету в годы пролетарских революций 1905—07 и 1917. Историки русской революционной песни различают три периода её развития, соответствующие трём этапам истории освободительного движения в России (дворянский, народнический и пролетарский). Песни эпохи декабристского движения (авторы текстов К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) не имели широкого распространения; это были подтекстовки, главным образом сатирически-обличительного характера, знакомых мелодий из крестьянского фольклора. Более разнообразны по содержанию песни народнического этапа — настроения жертвенности, сочувствия тяжёлой доле угнетенного народа, скорбная тюремная лирика соседствуют здесь с мажорно-гимническими свободолюбивыми мотивами: например, траурная песня-марш «Замучен тяжелой неволей» и мужественная песня борьбы «Русская Марсельеза» (на слова П. Лаврова). В песенном репертуаре народнического этапа широко используются стихи известных поэтов — Н. А. Некрасова, H. M. Языкова, Н. П. Огарева, А. К. Толстого; входит в народный музыкальный быт вольнолюбивая лирика А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, К. П. Вильбоа. На высшем этапе развития освободительного движения (1890—1917) создаются классические образцы русской революционной песни («Смело, товарищи, в ногу» и другие).
Прямым продолжением и развитием традиции революционной песни после Октябрьской революции 1917 явились красноармейские и партизанские песни периода Гражданской войны и иностранной интервенции 1918—20, первые комсомольские песни начала 20-х гг., а затем и массовые песни советских композиторов. В массовых песнях ведущими темами становятся социалистический патриотизм, мирный созидательный труд, героическая защита завоеваний Октября.
На Западе традиции революционной песни развиваются в антифашистских и антивоенных песнях 30-х—40-х гг., в героическом фольклоре массового Движения Сопротивления (1939—1945), в искусстве молодежных ансамблей, пронизанном идеями антиимпериалистической и национально-освободительной борьбы, в молодом песенном движении народов Азии, Африки и Латинской Америки.
На протяжении почти двух столетий прогрессивные композиторы многих стран мира претворяли традиции революционной песни. Это — французская музыка периода Революции 1789 (Ф. Ж. Госсек, Ж. Ф. Лесюэр, А. Гретри, Э. Мегюль, Л. Керубини), творчество Л. Бетховена, итальянская опера (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди), многие произведения Р. Вагнера, Б. Сметаны, Ф. Шопена, Ф. Листа, Г. Берлиоза. Прямые отголоски русских вольнолюбивых песен звучат в сочинениях М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, А. К. Глазунова. В XX в был создан ряд симфонических и оперных партитур, в которых обрели новую жизнь мотивы классической революционной песни. Среди них наиболее примечательны 6-я симфония Мясковского, «Немецкая симфония» Эйслера, 11-я симфония («1905 год») Шостаковича.
50 русских революционных песен в свободной хоровой обработке, комментарии М. С. Друскина, Л, 1938;
Лебединский Л. Н., Старая революционная песня, «Советская музыка», 1941, No 5;
Русские революционные песни, комментарии И. В. Нестьева, M., 1952;
Toрез M., «Интернационал», «Советская музыка», 1952, No 9;
Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959;
его жеИнтернациональные традиции в русской революционной песне, в сборнике: Русская музыка на рубеже XX века, M.-Л, 1966;
Сохoр A. H., Русская советская песня, Л., 1959;
Гиппиус Е. В., Ширяева П., Из истории революционных гимнов, «Советская музыка», 1960, No 11;
их же, Боевой пролетарский гимн, там же, 1961, No 7;
их же, Из истории песни «Красное знамя», там же, 1965, No 11—12;
Житомирский Д. В., Из прошлого русской революционной песни, M., 1963;
Шилов А. В., Из истории первых советских песен (1917—1924), M., 1963;
Биографии песен [Сборник статей], M, 1965;
Дрейден С. Д., Музыка — революции, М., 1966;
Pierre С., Les hymnes et chansons de la Révolution, R., 1904;
Tiersоt G., Les fêtes et les chants de la révolution française, R., 1908 (русский перевод — Тьерсо Ж.Б., Песни и празднества французской революции,М., 1933);
Greenway J., American folksong of protest, Phil, 1953;
Steinitz W., Deutsche Volkslieder demokratischen Charakters, В., 1955;
Liberovici S., Straniero M., Canti della nuova resistènza spagnola, Torino, 1962;
Gel Fr., Hlas vzdoru, Praha, 1971;
Eisler H., Musik und Politik, Lpz, 1973;
Marothy J., Music and the bourgeois Music and the proletarian, Bdpst, 1974.
Источник: Музыкальная энциклопедия. М., 1973—1982