На данной странице представлен очерк музыковеда С. Хентовой, посвящённый истории создания и распространения песни «Интернационал» — международного гимна рабочего класса
Эжен Потье и Парижская Коммуна
Последние годы жизни Эжена Потье
Пьер Дегейтер — автор музыки «Интернационала»
Автор русского текста «Интернационала» Аркадий Коц
«Интернационал» в семье В. И. Ленина
«Интернационал» до Октябрьской революции 1917 года
«Интернационал» после Октябрьской революции 1917 года
«Интернационал» в годы Великой Отечественной войны
«Интернационал» в произведениях искусства
Рисунок английского художника Уолтера Крэна, посвященный Парижской Коммуне
Эжен Потье известен в Париже как искусный разрисовщик тканей. Дела в его мастерской идут бойко. Заказчиков много. Собратья по ремеслу считают, что в будущем Эжен может стать состоятельным человеком: вкус, чутье красок выделяют разрисованные им ткани, парижские модницы берут их нарасхват.
Но вместо того, чтобы устремиться к буржуазному преуспеванию, Потье делает смелый шаг: вступает в Международное товарищество рабочих — Первый Интернационал, вдохновленный и организованный Карлом Марксом. В этот союз трудящихся Потье вовлекает и других разрисовщиков тканей, вызвав ненависть фабрикантов.
Квартира Потье заполнена книгами. Каждую свободную минуту он посвящает чтению. Изучает философию, политическую экономию. На столике у кровати — бумага с короткими ровными строчками: Потье пишет стихи. Стихи — его страсть, призвание.
Он начал их писать мальчиком. Родители смотрели на это как на забаву. Нужно было работать: в тринадцать лет Эжен освоил профессию упаковщика.
В дни Июльской революции 1830 года мальчик оказался на парижских баррикадах, подобно Гаврошу — герою писателя Виктора Гюго.
На баррикадах Эжен и сложил свою первую песню в честь Свободы и спел ее сам на улице, как он вспоминал, «под аккомпанемент последних выстрелов».
Тогда же певец — шансонье Шарль Лепаж — помог выпустить в свет маленькую книжечку стихов юного поэта с посвящением Беранже — певцу обездоленных, другу автора «Марсельезы» Руже де Лиля. Между Потье и Беранже завязалась переписка: Эжен клятвенно обещал Беранже, что как бы ни сложилась его судьба, он всегда останется рабочим и будет бороться за дело трудящихся.
Французский поэт Эжен Потье (1816—1887)
Прошло почти сорок лет.
Эжен совершенствовался как литератор, писал драмы, песни, бедствовал, перепробовав много профессий, пока не принялся разрисовывать ткани. Работа, соприкасавшаяся с художественным творчеством, ему очень нравилась: собственно, Потье заложил основы искусства рисунка на тканях во Франции.
Некоторые песни Потье стали популярны. Узнали о нем и в России — от революционного поэта, друга Н. Г. Чернышевского Михаила Ларионовича Михайлова, которого В. И. Ленин называл непреклонным врагом тирании. Сотрудничая в литературных изданиях вместе с П. Л. Лавровым — автором «Рабочей Марсельезы», Михайлов сам сочинял песни. Некоторые из них пелись в нелегальных кружках.
С Потье Михайлов встретился в Париже и написал об этом в журнале «Современник», издававшемся Н. А. Некрасовым. В присланных туда «Парижских письмах» Михайлов впечатляюще нарисовал облик французского поэта «с тихим и кротким голосом и черными выразительными глазами». Видимо, Михайлову, как многим друзьям, Потье сам спел свои песни; тогда особенно большую популярность имела его песня «Когда ж она придет?» — о приходе Красавицы, под которой подразумевалась Революция.
За несколько месяцев до парижского восстания, приведшего к Коммуне, Потье сочинил песню, страстно призывавшую к борьбе, — это было преддверием песни «Интернационал».
Титульный лист сборника революционных песен Эжена Потье (Париж, 1887), где впервые был опубликован «Интернационал»
С марта 1871 года, когда провозгласили Коммуну, Потье — в рядах ее активных участников. Свершилась мечта поэта — рабочий люд взял власть в свои руки, чтобы осуществить идеалы, провозглашенные Первым Интернационалом. Потье понимал, как много значил этот почин для всего мира, как важно было доказать способность рабочих управлять Парижем. Этого невысокого пожилого толстяка с добрыми глазами видят то в созданной им Федерации художников, то в разных округах огромного города. Говорить Потье не любит, всегда занят делом.
Перелистаем столетней давности протоколы заседаний Коммуны. Имя гражданина Потье в них упоминается неоднократно. 19 апреля 1871 года Потье присутствует при решении вопроса о посылке подкреплений генералу Ярославу Домбровскому.
Заседание 20 апреля. Потье — в президиуме как один из руководителей Коммуны. Заседание 21 апреля. Потье вводится в комиссию Общественных служб с самыми широкими административными обязанностями.
28 апреля пять членов Коммуны — в их числе Потье — направляются на манифестацию, чтобы, как записано в протоколе, «выступить перед парижским народом». Под огнем противника обследовав укрепленные пункты Аньер и Леваллуа, Потье в этот день докладывает, что «положение там не безнадежно, оно даже не плохо; войска почти столь же многочисленны, в хорошем состоянии, свежи, хорошо одеты, хорошо вооружены; у них нет артиллерии в том количестве, как бы они хотели, но, в общем, батальонные командиры довольны».
30 апреля Потье участвует в организации Комитета общественного спасения — руководящего органа Коммуны — и вместе с Лефрансе, Ланжевеном и другими ее членами высказывает свои соображения по ряду законопроектов.
Энергичного коммунара, безупречно честного, самоотверженного, любимого народом, избирают в руководство Национальной гвардии; решая дела, он особенно заботится о втором округе Парижа, о его восьмидесяти тысячах жителей, безгранично преданных Коммуне.
Стремительно прошли бурные недели марта — апреля. Враги Коммуны собрали войска и пошли в наступление на рабочий Париж. Завязались ожесточенные бои. Потье — среди защитников Коммуны. Что с того, что он плохо владеет рукой, плохо видит. Зато Потье храбр, находчив, ни в каких обстоятельствах не теряет бодрости духа.
Коммуна подавлена. Дым от сожженных трупов коммунаров стоит над Парижем, от крови стала красной вода Сены. Поэта ищут для расправы. Потье вынужден скрываться. Бессильный сражаться, он берется за перо, чтобы сказать о том, что пережил. В нем еще не остыла энергия тех дней, когда он был среди руководителей Коммуны, когда в спорах решались вопросы жизни свободных трудящихся Парижа и казалось, что удастся победить и прочно установить новый строй. И после поражения он чувствовал себя бойцом, переживая битвы, в которых участвовал в дни Коммуны.
Гнев, печаль и душевная сила — с такими чувствами Потье писал стихотворение о борьбе — «Интернационал»:
Это есть наш последний
И решительный бой,
С Интернационалом
Воспрянет род людской!
Лаура Лафарг, дочь Карла Маркса
На стихах посвящение — другу по борьбе, члену Первого Интернационала, парижскому коммунару Гюставу Лефрансе.
Народный учитель, подвергавшийся преследованиям за политические убеждения, Лефрансе был членом Исполнительной и Финансовой комиссий Коммуны, работал и сражался бок о бок с Потье, вынужден был скрыться от преследований в Швейцарии, где стал членом Женевской секции Интернационала.
Потомки Лефрансе спустя многие годы переехали в Советскую Россию, стали вместе с советским народом строить новый мир, о котором пелось в «Интернационале»; у правнучки Лефрансе Нины выявился музыкальный талант: ныне композитор Нина Андреевна Карницкая (Лефрансе) живет в Новосибирске, ее сочинения — симфоническая увертюра «Дружба», «Родная Осетия», фортепианный концерт — звучат на филармонических эстрадах. После разгрома Парижской Коммуны военный трибунал приговорил Потье, как активного коммунара, к смертной казни, Потье бежал: скитался в Англии, Соединенных Штатах Америки и там продолжал писать поэмы, стихи, воспевая борьбу, разъясняя цели Парижской Коммуны, причины ее поражения:
Да, был Париж твоим и, хаос побеждая,
Ты поднимала новь.
Ты — мозг рабочего, душа его живая,
Ты — плоть его и кровь.
Могила Э. Потье на кладбище Пер-Лашез в Париже
Возвратился на родину, во Францию, Потье уже старым, больным, без средств к существованию: разрисовывать ткани не хватало сил. Как и Руже де Лиль, автор текста великой песни умирал заброшенным, нищим, но до последних минут жизни сочинял стихи.
Друзья поэта, его соратники по Коммуне собрали деньги на издание книги «Революционные песни», куда вошел и текст «Интернационала»: книга появилась в 1887 году весной.
А в ноябре Потье скончался. В гроб с его телом, завернутым в красное знамя, вложили сборник стихов «Революционные песни». На катафалке алел отличительный знак члена Парижской Коммуны — красный шарф с золотыми кистями. Тысячи рабочих собрались у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез. Было произнесено много речей о подвиге бойца-коммунара, воспевшего восстание парижского пролетариата. Дочь Карла Маркса Лаура Лафарг клятвенно обещала приложить усилия для распространения «Интернационала» в разных странах. В письме к Фридриху Энгельсу Лаура назвала это своим обетом Потье: «Я дала обет Потье на его смертном ложе, что постараюсь сделать его поэзию известной заграничным читателям». Работа по переводам захватила Лауру. «Песни Потье, — писала она, — лучшие и даже единственные революционные песни, которыми могли бы похвалиться французы нашего поколения».
В начале XXвека жизнь Потье и его поэзия заинтересовали Владимира Ильича Ленина. В 1913 году он опубликовал в газете «Правда» статью об Эжене Потье, знакомившую русских рабочих с обликом замечательного поэта, который, как указывал В. И. Ленин, «был одним из самых великих пропагандистов посредством песни. Когда он сочинял свою первую песнь, число социалистов рабочих измерялось, самое большее, десятками. Историческую песнь Евгения Потье знают теперь десятки миллионов пролетариев».
Статью о Потье Ленин писал в Кракове, где — есть основания предполагать — он был знаком и с музыкантами. В это же время Ленин написал статью «Развитие рабочих хоров в Германии» на ту же тему — о пропаганде революционных идей с помощью песни. В своих трудах В. И. Ленин неоднократно приводил строки из пролетарского гимна: 36 раз он цитировал и упоминал «Интернационал».
Сборник Потье «Революционные песни» сопровождал Владимира Ильича Ленина и Надежду Константиновну Крупскую во время эмиграции, в зарубежных скитаниях: переезжая с места на место, в самых трудных условиях они не расставались с книжкой поэта, содержащей текст «Интернационала».
Французский композитор Пьер Дегейтер (1848—1932)
Музыка великого гимна возникла не сразу, а только спустя семнадцать лет после создания текста.
В июне 1888 года сборник «Революционные песни» попал в руки музыканта-любителя Пьера Дегейтера, жившего на севере Франции, в городе Лилле. Пьер был таким же тружеником, как Эжен Потье, с детства познал эксплуатацию капиталистами: с семи лет работал на фабрике.
Вспоминая юность Пьера Дегейтера, Морис Торез подчеркивал: «Чтобы видеть и по достоинству оценить тот источник истины, из которого черпал музыкальный гений Пьера Дегейтера и благодаря которому вспыхнуло пламя его вдохновения, нужно понять, что за нищенская жизнь была у лилльского пролетариата, когда Пьер Дегейтер стал токарем по дереву... Нужно также воскресить в памяти историю героической борьбы, забастовок, восстаний пламенного, проникнутого боевым духом пролетариата...»
В Лилле существовал активный хоровой кружок «Лира рабочих», исполнявший революционные песни, классические хоры. Пьер участвовал в кружке, иногда писал для него музыку.
Один из участников хора передал ему сборник Потье «Революционные песни» и попросил: «Посмотри-ка, не найдешь ли там чего-нибудь для нас...» Пьер по случайности открыл сборник как раз на той странице, где был напечатан «Интернационал», который ему показался, как вспоминал Дегейтер, «великолепным для хора... На другое же утро я сочинил и записал начерно музыку куплетов, а на следующий день мне удалось присочинить к ней хороший припев». Песня получилась стремительной, суровой, мужественной, героически подъемной. Мелодия развертывалась гибко, с той точностью декламации, когда слова и звуки сливаются в единстве: энтузиазм, воля, негодование, возвышенный порыв сплавились с непостижимым совершенством. Кружок «Лира рабочих» быстро разучил новый хор и спел его на празднике Союза газетчиков 23 июня 1888 года: эту дату можно считать датой рождения хоровой песни-гимна «Интернационал» Потье — Дегейтера.
С тех пор, как говорил Морис Торез, «стихи рабочего-революционера Парижа и музыка рабочего-революционера Фландрии будут подымать
Проклятьем заклейменный
Весь мир голодных и рабов...
...Пролетарии в Лилле и в Париже, в Лондоне и в Москве, в Нью-Йорке и в Шанхае, и по всей земле воскликнут на всех языках:
Кто был ничем, тот станет всем!
Они заявят, что право защищать свое дело принадлежит им самим:
Никто не даст нам избавленья —
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой».
Первая страница «Интернационала». Нотный автограф Пьера Дегейтера
За эту песню, как и за «Марсельезу», людей, причастных к ее распространению, станут преследовать, заключать в тюрьмы. Французского учителя Армана Гослена за публикацию «Интернационала» обвинили в подстрекательстве к убийству и приговорили к году тюремного заключения. В 1930-е годы в румынском городе Плоешти реакционеры даже провели судебный процесс против «Интернационала»: рабочих-нефтяников судили за то, что они пели гимн. Враги революции ясно понимали вдохновляющую роль гимна, его силу в борьбе и потому старались поставить «Интернационал» как бы «вне закона». Но, подобно «Марсельезе», этот гимн жил и распространялся вопреки всем преследованиям.
Успех песни ничего не изменил в жизни Пьера Дегейтера. Он продолжал работать мебельщиком, резчиком по дереву: созданная им мебель отличалась не только удобством, но и большим изяществом — Пьер, как и его собрат поэт Потье, очень любил свою профессию, хранил в своей квартире макеты мебели, ее фотографии. К работе он относился как к искусству, с трепетным чувством.
Дегейтер переехал в Париж, в предместье Сен-Дени, где продолжал изготовлять мебель, писать песни, активно участвуя в революционном движении.
Каждый день с рассветом старый труженик принимался за резьбу по дереву, придумывая новые орнаменты для мебели, изготовляя модели полюбившихся ему образцов. В небольшом садике резвилась внучка Пьера маленькая Сюзанна. Для нее дедушка Пьер сочинял фортепианные пьески и песни: о цветах, о пении птиц. Для нее написал музыку к сказке «Красная Шапочка» — образец замечательной детской музыки.
В старости Пьер продолжал сочинять песни на стихи Потье, а иногда и сам писал тексты для песен, обладая не только музыкальным, но и литературным талантом.
Источник: С. Хентова. Мелодии великого времени. М., 1986