Музыка Д. Шостаковича, слова Б. Корнилова
Размер 2 / 4
Нас
утро встре-
чает про-
хладой,
Нас ветром встре-
чает ре-
ка.
Кудрявая,
что ж ты не
рада Ве-
селому
пе-
нью гуд-
ка?
Не
спи, вставай, ку-
дрявая! В це-
хах
зве-
ня,
Стра-
на встает со
славо-
ю На
встре-
чу
дня.
Текущая тональность: до мажор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?
Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встает со славою
На встречу дня.
И радость поет, не скончая,
И песня навстречу идет,
И люди смеются, встречая,
И встречное солнце встает.
Горячее и бравое,
Бодрит меня.
Страна встает со славою
На встречу дня.
Бригада нас встретит работой,
И ты улыбнешься друзьям,
С которыми труд и забота,
И встречный, и жизнь — пополам.
За Нарвскою заставою,
В громах, в огнях,
Страна встает со славою
На встречу дня.
1932
Последние две строчки припева повторяются
Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября (12 сентября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-химика. В 1923-м году Шостакович окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано у Л. Николаева, а в 1925-м — по классу композиции у М. Штейнберга. Затем в течение ряда лет концертировал как пианист. В 1927-м году на 1-м Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве композитор получил почётный диплом. С 1937 по 1943 Шостакович преподавал композицию в Ленинградской, а с 1943 по 1948-й — в Московской консерваториях в должности профессора. Дмитрий Шостакович — классик русской и мировой музыки XX века. Наверное, трудно найти музыкальный жанр, в котором бы он не выступил как композитор. За годы творческой деятельности Шостакович создал 15 симфоний, оперы «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Игроки». Перу композитора принадлежат балеты «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей»; 15 струнных квартетов; музыка к кинофильмам и многие другие выдающиеся произведения. В историю советской популярной песни Дмитрий Шостакович вошёл как её основоположник, написав музыку к кинофильму «Встречный». Именно «Песня о встречном» стала первым произведением в ряду тех, которые мы сегодня называем советскими песнями. Дмитрий Шостакович имеет звание Народного артиста СССР (1954), Героя социалистического труда (1966), лауреата семи государственных премий, доктора искусствоведения (1965) и почётного члена многочисленных университетов и академий мира. Дмитрий Дмитриевич Шостакович умер 9 августа 1975 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Борис Петрович Корнилов (1907—1938)
Борис Петрович Корнилов родился 29 июля (16 июля по старому стилю) 1907 года в селе Покровском Нижегородской губернии в семье сельского учителя. В 1922-м семья перебирается в город Семёнов, где Борис становится комсомольским активистом и начинает писать статьи в местные стенгазеты. В этот период его стихи были напечатаны в нижегородской газете. Корнилов принимает решение уехать в Ленинград. В 1925-м в Ленинграде поэт входит в литгруппу «Смена», которой руководит В. Саянов. Корнилова называют самым талантливым поэтом этого объединения. В Ленинграде выходят и первые поэтические сборники — «Молодость» и «Все мои приятели». В дальнейшем — в 1930-е годы — выходят и другие произведения Корнилова: поэмы «Соль» (1931), «Тезисы романа» (1933), «Агент уголовного розыска» (1933), «Начало земли» (1936), «Самсон» (1936), «Триполье» (1933), «Моя Африка» (1935). На августовском съезде писателей (1934) автора «Триполья» объявляют надеждой советской лирики, а поэма «Моя Африка» получает положительный отзыв Ромена Роллана. Но самым известным произведением Бориса Корнилова становится «Песня о встречном» (1932), которая наравне с кинофильмом имела огромный успех. После этой песни появляются и другие: «Песня революционных казаков», «Октябрьская», «Интернациональная», «Песня физкультурников», «Песня комсомольцев-краснофлотцев» и др. В середине 1930-х годов в жизни Корнилова наступает кризис: он стал злоупотреблять спиртными напитками, устраивал пьяные дебоши и неоднократно подвергался критике в газетах. В 1936-м он был исключён из Союза писателей, а 19 марта 1937 года арестован органами НКВД в Ленинграде по обвинению в «активном участии в антисоветской, троцкистской организации». 20 февраля 1938 года поэта приговорили к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на следующий день в Ленинграде. Борис Корнилов был посмертно реабилитирован 5 января 1957 года «за отсутствием состава преступления».
Советский рекламный плакат кинофильма «Встречный»
«Я буду работать не покладая рук в области музыки, которой я отдам всю свою жизнь» — так писал Дмитрий Шостакович в своем «Жизнеописании» 16 июня 1926 года. Ему тогда было двадцать лет.
«Много, очень много создал Дмитрий Дмитриевич, — сказал Родион Щедрин, секретарь Союза композиторов СССР, у гроба Шостаковича. — Можно сказать, что жизнь его была более полна трудами, чем днями. ...Шостакович был великим музыкантом. Но он был и великим человеком, ибо творческая и жизненная практика были для него нераздельны. Думая, как кратко и наиболее емко охарактеризовать его человеческий облик, я выбираю два слова: долг и совесть».
Долг, совесть и гений Шостаковича не позволили ему ограничить свое творчество рамками нескольких излюбленных жанров. Он умел делать все. Все, что нужно людям, с которыми он говорил своей музыкой. Он написал пятнадцать симфоний (первую — девятнадцатилетним юношей). Среди них — Седьмая, созданная в осажденном Ленинграде (поэтесса Ольга Берггольц после исполнения симфонии написала об авторе: «Этот человек сильнее Гитлера»); Одиннадцатая — о революции 1905 года и Двенадцатая — о Великой Октябрьской революции. Он написал пятнадцать квартетов, не успев осуществить грандиозный замысел создания двадцати четырех квартетов во всех существующих тональностях, инструментальные концерты, сонаты, романсы... Оперы Шостаковича «Нос», «Катерина Измайлова» обошли сцены советских и зарубежных театров. Сочинил он и оперетту «Москва — Черемушки».
«Сердце, душа и мысли народа — вот что составляет главное содержание симфоний Шостаковича»,— сказал Д. Кабалевский о симфонии «1905 год». Эти слова можно отнести и ко всей музыке Шостаковича.
Одним из самых любимых народом жанров искусства и самым массовым из них является искусство кино. Шостакович был первым композитором, пришедшим в звуковое кино. Трудно даже перечислить фильмы, в которых пульсирует, действует, живет одной жизнью с героями музыка Шостаковича: «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Овод», «Молодая гвардия», «Гамлет»...
В 1932 году закончили съемку фильма «Встречный» молодые режиссеры Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич. Молод был и композитор Дмитрий Шостакович, который писал музыку к фильму.
«Встречный» рассказывал о буднях пятилетки, о трудовой славе рабочего человека, об энтузиазме ленинградских металлистов, выдвинувших свой, «встречный» план.
«В моей киножизни было несколько переломных моментов, — писал позже Дмитрий Дмитриевич Шостакович. — В 1931 году я написал музыку для двух фильмов — «Златые горы» и «Встречный». Это были уже настоящие советские звуковые фильмы (я подчеркиваю, «советские», имея в виду их тематику и идейную направленность), и поэтому я считаю работу над ними важной для себя».
Художественный руководитель студии «Ленфильм», ставившей картину «Встречный», старый большевик А. Пиотровский предложил режиссерам Ф. Эрмлеру и С. Юткевичу просить молодого поэта Бориса Корнилова написать текст для песни к фильму.
«Дарование у Корнилова было самобытное, яркое, густое, — пишет о нем поэт Евгений Долматовский. — Сын сельских учителей из Горьковской области (б. Нижегородской губернии), он приехал в Ленинград учиться и сразу привлек к себе внимание певучими, задиристыми стихами. В учениках Корнилов не ходил и часу — ровесники сразу признали в нем мастера, старшие поэты — дарование, а молодые — учителя. Самому же поэту не исполнилось в ту пору и двадцати лет».
А вот как написал о Корнилове его товарищ, выдающийся советский поэт Ярослав Смеляков:
...Ты чужд был залам и салонам,
так, как чужды наверняка
диванам мягкого вагона
кушак и шапка ямщика.
И песни были!.. Что за песни!
Ты их записывал пером,
вольготно сидя, как наездник,
а не как писарь за столом.
Борис Корнилов рано ушел из жизни — ему шел всего тридцать второй год. Он оставил нам прекрасные поэмы «Триполье», «Моя Африка», лирические стихи...
«Песня о встречном» стала лейтмотивом всего кинофильма о советском рабочем классе.
Молодая страна стремительно набирала силы. И в песне — то же неудержимое стремление:
И радость поет, не скончая,
И песня навстречу идет,
И люди смеются, встречая,
И встречное солнце встает.
Горячее и бравое,
Бодрит меня.
Страна встает со славою
На встречу дня!
Песня писалась к фильму, но об этом теперь вспоминают редко. Она стала одной из первых советских массовых песен и живет совсем самостоятельной и удивительной жизнью1.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году, эта песня перелетела океан, и ее мелодия исполнялась на конференции в Сан-Франциско, положившей начало Организации Объединенных Наций. Наверное, в то время она опять точно выразила настроение, царившее в мире: великая победа над коричневой чумой, вера в разум и силу людей планеты!
Сейчас эта песня звучит по радио в новой записи, а на эстраде вокально-инструментальные ансамбли исполняют ее в новой аранжировке.
1 Популярными стали еще несколько песен, написанных Шостаковичем в те годы для кинокартин: «Крутится-вертится шар голубой» — из кинотрилогии о Максиме, «Партизанская песня» — из «Волочаевских дней», «Тучи над городом встали» — из фильма «Человек с ружьем».
Источник: В. Викторов, М. Садовский. Звонкие судьбы. М., 1980
Актёр Владимир Гардин в роли мастера Бабченко
Когда Советская страна праздновала свое пятнадцатилетие, на экраны вышел кинофильм «Встречный», поставленный Фридрихом Эрмлером и Сергеем Юткевичем. И была в этой картине песня, полная радости, какой-то удивительной простоты и свежести, — звонкая «Песня о встречном»:
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?..
И вышло так, что люди сразу же подхватили ее, песня стала всеобщей любимицей, зрителям в кинотеатрах раздавались ее ноты, выпущенные огромным тиражом,— в общем, ни один эстрадный концерт, ни одна молодежная вечеринка без «Песни о встречном» обойтись уже не могли, и радио тоже с радостью разносило эту солнечную мелодию...
Рождением своим она обязана прежде всего Фридриху Марковичу Эрмлеру, первым предложившему написать песню, которая бы стала лейтмотивом всей картины. В то время это было явной новинкой: до «Встречного» в звуковых фильмах использовались либо народные песни, либо старинные романсы.
Итак, решение о песне принято. Кому же писать стихи? «Боевое задание» получил молодой комсомольский поэт Борис Корнилов. Он очень любил песни, охотно принимал участие в их создании, дух русского песенного фольклора пронизывал все его творчество. А за музыку взялся двадцатипятилетний Дмитрий Шостакович.
Хоть и молод был композитор, но опыт работы в кинематографе имел уже немалый. В конце двадцатых годов, еще до того, как «великий немой» заговорил, студент консерватории Шостакович регулярно приходил в один из ленинградских кинотеатров как пианист-иллюстратор.
В 1928-м Шостакович написал симфоническую партитуру к немому фильму «Новый Вавилон» (во время демонстрации картины ее должен был исполнять оркестр), а затем музыку для звуковых фильмов «Одна» и «Златые горы».
И вот — «Встречный». Эта картина для своего времени имела особое значение: впервые экран показал людям, как труд в обществе, строящем социализм, переделывает человека. По совету Сергея Мироновича Кирова постановка картины осуществлялась в содружестве с одним из ленинградских заводов. Героическая атмосфера первой пятилетки, которой был пронизан весь фильм, находила у зрителей мгновенный отклик.
Один из участников постановки фильма Лео Оскарович Арнштам вспоминает:
— Почему мы остановили свой выбор на столь молодом композиторе? Для этого было несколько причин. Во-первых, мы уже делали с ним фильм «Златые горы», где он сочинил великолепную музыку. Во-вторых, Шостакович был тогда хотя и молодым, но уже известным композитором, создавшим три симфонии, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») и ряд других значительных сочинений. И наконец, в-третьих, не только Шостакович, но и все мы тогда были «неприлично» молоды! Двадцать пять лет — это средний возраст всей нашей постановочной группы...
Шостакович довольно быстро сочинил мелодию песни. Затем несколько раз переделывал ее, шлифовал, добиваясь полной гармониисо стихами. Поначалу не ладился припев, он никак «не ложился» на музыку. Тогда по совету художественного руководителя «Ленфильма» Адриана Пиотровского поэтом был найден другой вариант последних строк припева: «Страна встает со славою на встречу дня».
Вскоре песня была готова, и уже вовремя записиили, вернее, вовремя съемки (в то время запись делали синхронно со съемкой), которая проходила на натуре, в белые ленинградские ночи, мы заметили, что все участники — артисты, технический персонал — напевают: «Нас утро встречает прохладой...» Стало ясно, что песня удалась, чтоона «пойдет»...»
Да, песня «пошла». Органично соединив в себе и мягкость лирического распева, и упругость марша, она необычайно точно выразила суть кинокартины. Вот слова признанного «мастера песенных дел» Исаака Осиповича Дунаевского: «Это подлинно массовая песня, несущая в себе кульминацию идеи фильма, занимающая прочное и почетное место в арсенале того духовного оружия, которым так богата наша страна».
Границы нашей страны «Песня о встречном» перелетела. Например, в Швейцарии она стала песней свадебной. А в 1945-м творение Шостаковича получило поистине мировую известность: «Песня о встречном» стала гимном Организации Объединенных Наций. Сам Дмитрий Дмитриевич как-то заметил: «В конце концов эта мелодия потеряла автора — случай, которым автор может гордиться».
Проходят годы, однако, несмотря на свой весьма солидный возраст, стареть эта песня явно не собирается. Вслушайтесь: ее солнечная мелодия звучит всетак же чисто, все так же светло,— наверное, потому, что очень ужорганично вобрала в себя ритмы и краски того далекого, но по-прежнему прекрасного времени.
Источник: Л. Сидоровский. «Почаще пойте песни революции...» Л., 1987
Режиссёры: Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич
В ролях: В. Гардин, М. Блюменталь-Тамарина, Т. Гурецкая, А. Абрикосов и другие
Дмитрий Шостакович, Борис Корнилов
«Песня о встречном»
1932 г.