На данной странице представлен сборник «Мастера советской песни», который содержит очерки советских музыковедов Н. Михайловской, Е. Долгова, И. Мартынова, В. Васиной-Гроссман о жизни и творчестве советских композиторов Бориса Андреевича Мокроусова (1909—1968), Евгения Эммануиловича Жарковского (1906—1985), Бориса Михайловича Терентьева (1913—1989), Микаэла Леоновича Таривердиева (1931—1996)
Наша советская массовая песня отличается неисчерпаемым богатством содержания. Течет время, иными становятся люди. Меняется и искусство. Недаром в народе говорят: «Новые времена — новые песни».
История Советского государства запечатлена на песенных полотнах разными художниками, каждый из которых имеет свою творческую индивидуальность, свои черты стиля, свою манеру общения со слушателями. Целая плеяда мастеров с различным видением мира, с собственным подходом к жгучим проблемам дня… Знаем ли мы этих мастеров?
Нередко известные авторские песни бытуют как безымянные, народные. Это, с одной стороны, несомненное свидетельство таланта композитора, с другой — красноречивое доказательство того, что огромная слушательская аудитория не имеет еще достаточной информации о создателях песен, чье творчество стало достоянием широких масс.
Есть ли у нас литература о советской песне? Исследований в этой области очень мало. Историю развития массового жанра в свое время проследил А. Сохор в капитальном труде «Русская советская песня» (1959).
Теоретические проблемы жанра нашли отражение в книге Л. Кулаковского «Песня, ее язык, структура, судьбы» (1962). Из популярных очерков о песне можно выделить работы И. Нестьева и Ю. Корева, вышедшие в свет двадцать лет назад.
В 1968 году появилась брошюра А. Сохора «Пути развития массовой песни», обобщающая опыт наших мастеров в более поздний период.
Все названные книжки стали библиографической редкостью. Быстро разошлись и небольшие тиражи различных монографических изданий, посвященных композиторам, в творчестве которых песня занимает большое место. Среди этих монографий две о В. Соловьеве-Седом — одна А. Сохора, другая — Ю. Кремлева, книга о В. Захарове Т. Ливановой, брошюры о Т. Хренникове В. Кухарского и Ю. Кремлева, небольшие работы о творчестве А. Новикова (Р. Глезер, Г. Поляновского), А. Александрова (Г. Поляновского), И. Дунаевского (Л. Данилевича, А. Чернова), С. Туликова (В. Сибирского), В. Мурадели (К. Сеженского), Ю. Милютина (А. Медведева), А. Пахмутовой (Е. Добрыниной), А. Островского (М. Нестьевой).
Достаточно ли этого? Безусловно, нет. До сих пор, например, не существует монографии о таком прославленном мастере песни, как Дм. Покрасс — один из зачинателей советской массовой песни.
Цель выпускаемой серии сборников — восполнить пробел и хотя бы в какой-то степени познакомить читателя с жизнью и творчеством известных композиторов, внесших свой вклад в историю русской советской песни. И не только в историю… Песни этих мастеров звучат и сегодня. Они входят в репертуар многих исполнителей, различных профессиональных и самодеятельных коллективов.
Содержание первого сборника составляют очерки о жизни и деятельности Бориса Мокроусова, Евгения Жарковского, Бориса Терентьева, Микаэла Таривердиева.
Не следует искать какого-либо особого смысла в очередности имен. И, разумеется, не нужно думать, что персоналия первого сборника более значительна, чем последующих. Конечно, нет. Составители просто учитывали огромный интерес, проявляемый читателями к проблемам развития советской песни, и потому публикуют материалы, которые уже имелись в портфеле издательства.
В последующие сборники войдут статьи и очерки о творчестве других выдающихся мастеров советской песни.
Как известно, процесс взаимообогащения различных национальных культур очень наглядно проявляется в песенном жанре. Сегодня русские песни охотно поют, скажем, в Грузии или Армении, и в то же время грузинские или армянские песни (например, песни Р. Лагидзе или А. Бабаджаняна) приобрели широкую популярность в Москве или Киеве. Это естественно. Порой в интонациях одной и той же песни органично претворяются черты искусства разных народов нашей страны.
Создание серьезных исследований о взаимодействии братских культур именно в песенном жанре — задача исключительно важная, и для ее решения потребуется определенное время.
Перед серией сборников о мастерах советской песни стоит более скромная задача — по возможности популярно рассказать об известных мастерах русской советской песни. И мы надеемся, что эти сборники в той или иной мере будут способствовать удовлетворению растущего спроса на литературу о массовых музыкальных жанрах.
Владимир ЗАК
Н. Михайловская
Е. Долгов
И. Мартынов
В. Васина-Гроссман
Серия:
Портреты советских композиторов
Название:
Мастера советской песни
Издательство:
Всесоюзное издательство «Советский композитор»
Год и место издания:
Москва. 1977
Составитель:
В. И. Зак
Редактор:
В. И. Викторов