На данной странице представлен очерк музыковеда Е. Долгова о жизини и творчестве советского композитора Евгения Эммануиловича Жарковского (1906—1985)
Самая известная песня
Песня «Прощайте, скалистые горы!»
Биография. Первые песни
Песни «Боевая комсомольская», «Армейские припевки»
1930-е годы. Морские песни
Песни «Песня о комсомольской подводке-лодке, ее бесшумной походке», песни «Эстафета»,
«Казачья шуточная», «Счастливая станица», «Черноморочка», «Байдарка», «Линкор "Парижская коммуна"»,
«На торпедных катерах», «Набегает волна за волною», «Черноморская»
Песни Великой Отечественной войны
«Песня о Борисе Сафонове», «Песня о "Гремящем"», «Песня о медсестре»,
песни «Баллада об Андрее», «Морошка», «Матросы поют о Москве», «Песня подводников»,
«Прощайте, скалистые горы»
Послевоенное творчество. Оперетта «Морской узел»
Оперетта «Дорогая моя девчонка»
Особенности оперетт Жарковского
Театр музыкальной комедии
Музыкальная комедия «Чудо в Ореховке», мюзикл «Пионер-99»
Музыка для детей
«Песенка про веселого туриста», песни «Свежий ветер», «Кем ты будешь»,
«Песенка о футболе», «Пионерская клятва», «Непогоду», музыкальное представление «Хоровод сказок»
Военные песни. Патриотические песни
Песни «Когда бушуют ураганы», «Споем, пилот», «Комсомольцы-друзья»,
«Песня простых людей», «Моряки цимлянские», «Трехрядка», «Ласточка-касаточка»,
«Женька», «Песня о моей России», «Песни о человечестве», «Братство», «Ленин»,
«Африка», «Коммунисты», «В ночь на двадцать шестое», «Синегорье», «Талисман»,
«Крылатые парни России», «Костер», «Песня подводников», «Моя звезда над козырьком»,
«Немного о себе», «Давай помолчим»
Лирические песни
Песни «Лирический вальс», «Белые руки берез», «Дорогой человек», «Подруга моряка»,
«Когда мы в море уходили», «Донская ночь», «Костер», «Споем, пилот», «Крылатый ровесник»,
«Секрет», «Если б да кабы», «Волнушка», «Не зажигай огня», «Баллада о танке»,
«Ромео и Джульетта»
Рыбачий... Где это? Не на всякой карте найдешь небольшой полуостров в Заполярье, глубоко врезавшийся в холодное море. Не каждый знает, что моряки прозвали его «гранитным линкором», что этот легендарный клочок суши, дни и ночи державший круговую оборону в грозные военные годы и почти полностью отрезанный от «Большой земли», стал неприступной крепостью для фашистов.
...В доме композитора многое говорит о море — бескозырка, бинокль, военно-морской вымпел, макеты-сувениры кораблей, фотографии. На одной из них — молодой офицер в форме старшего лейтенанта, военный моряк. Воин-музыкант не мог знать тогда, что песня о Рыбачьем станет его лучшим фронтовым очерком, перешагнет Северный полярный круг, раздвинет рамки местной как будто темы, осилит время. Завидная выпала ей судьба, долгая жизнь. И не музейным шепотком, а действующим паролем в прошлое звучат сегодня слова: «Прощайте, скалистые горы!» (слова песни написаны Н. Букиным):
Евгений Жарковский (слова Н. Букина). Песня «Прощайте, скалистые горы!»
И когда несколько лет назад на одном из первомайских парадов суровый матросский вальс естественно и органично зазвучал в четком маршевом ритме и на Красную площадь вступили колонны военных моряков, — с законным чувством гордости мог вспомнить свое фронтовое прошлое мастер советской песни, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Евгений Эммануилович Жарковский.
А между тем не с моря и даже не с песни начиналась творческая жизнь Евгения Жарковского. Родился он 12 ноября 1906 года в Киеве. Его рано захватила музыка, и юноша поступил в Киевский музыкальный техникум. Разносторонне одаренный музыкант пробует свои силы в классе фортепиано под руководством профессора В. В. Пухальского, обучается композиции у профессора Б. Н. Лятошинского и дирижированию у Н. А. Малько. Он имеет возможность общаться с такими выдающимися деятелями музыкального искусства, как Блуменфельд, Нейгауз, Тарновский. После окончания техникума (1927) в течение года Жарковский занимается в музыкально-драматическом институте имени Лысенко.
Приобретенным знаниям молодой музыкант находит и практическое применение: работает в драматическом театре в качестве пианиста, попутно сочиняя музыку к некоторым спектаклям. Увлекается он, как многие его сверстники, и легкой музыкой.
Таким образом, не помышляя ни о песне, ни об оперетте — жанрах, сделавших имя Жарковского известным широкому кругу слушателей, он еще в Киеве приобретает навыки, столь необходимые для его будущей деятельности.
В 1929 году в Киев приезжает ленинградский музыкант, пианист-педагог В. Шапиро. И Жарковский, слышавший его рассказы о музыкальной жизни Ленинграда, решает переехать в этот город. В том же году он становится студентом Ленинградской консерватории. В классе фортепиано его занятиями руководит выдающийся педагог, профессор Л. В. Николаев, композиторскому мастерству он учится у М. А. Юдина и Ю. Н. Тюлина.
С занятиями в консерватории Жарковский совмещает работу аккомпаниатора, увлекается военно-шефской работой, ставшей впоследствии неотъемлемой частью его творческой деятельности. В Кронштадте, на кораблях Балтийского флота, в частях ленинградского гарнизона он выступает перед воинами, помогает готовить репертуар для армейской самодеятельности. И пишет. В числе его первых авторских публикаций песни — «Боевая комсомольская» (сл. С. Кирсанова) и «Армейские припевки» (сл. Н. Рыленкова), созданные 1932 году, а также «Красноармейская рапсодия» для фортепиано.
Жарковский пробует свои силы в разных жанрах, но песня оказывается главным. Почему? Не только личные пристрастия молодого музыканта сыграли здесь свою роль. Само время выводило песенный жанр на передовые позиции советского искусства. Песня становилась художественной публицистикой. Именно потребность активно, творчески вторгаться в жизнь, в каждый ее день и час, подсказала композитору этот жанр.
Итак, путь определен. Студент третьего курса принят в организовавшийся в 1932 году Союз советских композиторов. Первый большой успех молодому автору принесли две песни — «Песня о комсомольской подводке-лодке, ее бесшумной походке» и «Эстафета» (обе на стихи Н. Асеева). Эти песни были удостоены премий на песенном конкурсе, проведенном ленинградским горкомом ВЛКСМ в 1933 году.
Окончив консерваторию, Жарковский ведет активную работу в композиторской организации. Он часто выезжает с шефскими концертами к морякам и солдатам, в колхозы, участвует в конкурсе на лучшую частушку и т. д. Появляются песни о советской деревне, и в их числе «Казачья шуточная» на слова Ильи Сельвинского и «Счастливая станица» на слова В. Винникова. Но по-прежнему влечет его военная тема, и он пишет «Балладу о неизвестном моряке».
Первые годы после окончания консерватории отмечены в творчестве Жарковского поиском. На суд слушателей он выносит произведения самых различных жанров — здесь и музыка к кинофильмам «Поход» и «Юность», и Первый концерт для фортепиано с симфоническим оркестром, и, конечно, новые песни — «Черноморочка» (сл. П. Панченко), «Байдарка» (сл. А. Гитовича) и др.
Работая в Государственном объединении музыки, эстрады и цирка (1931—1932), композитор знакомится с лучшими образцами современной ему эстрады. Не может он пройти и мимо такого яркого явления, каким было в те годы творчество Леонида Утесова. Многие песни Жарковского того времени написаны специально для Утесова и вошли в его музыкально-эстрадную программу «На двух кораблях».
В 1937 году по заданию Политуправления Военно-Морского Флота Жарковский вместе с поэтом Я. Сашиным направляется на Черноморский флот. Там в окружении смелых, сильных, влюбленных в море людей рождаются новые песни, такие, как «Линкор "Парижская коммуна"» (сл. Я. Сашина), «На торпедных катерах» и «Набегает волна за волною» (сл. С. Алымова). По приглашению адмирала И. С. Исакова Жарковский принимает участие в совещании композиторов и поэтов, на котором было решено создать новые песни для военных моряков. Вместе с Вано Мурадели он составляет и редактирует сборник «Песни Красного Флота», вышедший в свет в 1939 году.
В этот сборник вошли и песни Жарковского, а среди них популярнейшая «Черноморская» на слова В. Журавлева:
Евгений Жарковский (слова В. Журавлева). Песня «Черноморская»
В каком-то смысле это — исключение в «морских» сочинениях композитора. Ведь строевая песня не характерна для матросов. На кораблях не маршируют, и матросские песни поют на полубаке, в кубрике, в кают-компании, как правило, под скромный аккомпанемент гитары или баяна. А «Черноморская» — песня с типичными возгласами в конце четвертой строки, с лихим присвистом, со звонким подголоском, с характерной «одинаковостью» речевых структур в начале каждого куплета.
1941 год. Евгений Жарковский — североморец. Впереди четыре года войны, служба, лишения. И песни. Недолго сомневался композитор — понадобится ли его профессия в страшное, горячее время тяжелейших испытаний. И оказалось, что как раз композиторская работа — важнейшая часть его флотской службы. Жарковский руководит эстрадным оркестром флота, рядом с ним работает и служит его друг — композитор Б. Терентьев. В числе североморцев — режиссеры В. Плучек и В. Радомысленский — руководители флотского театра (Жарковский написал музыку к одному из спектаклей театра — «Шумят леса» по пьесе В. Дыховичного), писатель Ю. Герман, скульптор Л. Кербель и многие другие представители творческой интеллигенции. Большую работу вел Б. Боголепов, руководивший ансамблем песни и пляски Северного флота. В самые напряженные дни на флоте не прерывалось их творчество. Флоту, армии нужны были песни, и композиторская работа приобрела новый смысл. Не раз вспоминал Жарковский в те дни строки Маяковского: «И песня, и стих — это бомба и знамя...» И недаром книжку фронтовых воспоминаний Евгений Эммануилович назвал «А музы не молчали...». Есть в ней такие слова:
«Когда я писал фронтовые песни, то не задумывался над их будущим. Песня должна была «работать» именно здесь и сейчас. Это роднило композитора с журналистом, а песня на фронте казалась особой формой фронтового очерка» 1.
И действительно, характернейшие черты песни — ее злободневность, сиюминутность, очерковость. И то, в какой степени ее неповторимые частности становятся обобщением — философским, художественным, определяет сроки ее бытия, протяженность ее «биографии».
Многие из фронтовых песен Жарковского так и остались очерками одного дня. Не часто услышишь их по радио, не просто разыскать их ноты. Но разве не кровью писанные корреспонденции отчаянно смелых людей — военных журналистов — превращались потом в скупые, безымянные и столь могучей силы воздействия строки Совинформбюро? За каждой из песен встает страница истории, встают замечательные люди, с которыми довелось встретиться на фронте композитору.
«Песня о Борисе Сафонове» — летчике-истребителе, на третий день войны уничтожившем первый фашистский самолет.
Военная биография Сафонова оказалась короткой — через одиннадцать месяцев он погиб в неравном бою. Он стал первым, кто в военные годы был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (второй раз — посмертно, за последний бой).
«Песня о "Гремящем"». Весной 1943 года славный корабль — эскадренный миноносец «Гремящий» — был назван гвардейским. И морякам миноносца захотелось иметь свою песню. Штурман эсминца капитан-лейтенант Емельян Емельянович Ивашенко оказался неплохим поэтом. Он написал стихи, которые пришлись по душе Жарковскому. И вот «Гремящий» в боевом походе, а в его кают-компании работает композитор. Война и творчество.
«... Все ушли, оставив меня одного. Не утерпел только дальномерщик Михаил Мелихов... Я даже не заметил, как он, сменившись с вахты, проскользнул в кают-компанию. Вдруг вижу, стоит застывший, будто на часах, в полушубке и валенках, и слушает только-только начавшую вырисовываться мелодию. А когда я почувствовал, что мелодия наконец целиком сложилась, и запел ее, он начал подпевать:
Все тише вдали крики чаек,
Все громче винта оборот...
Скрывается берег, и ветер крепчает —
«Гремящий» уходит в поход!
Много раз и до, и после этого дня слышал я свои песни и в хорошем и в плохом исполнении, но никогда не было у меня такого чувства, как тогда, за раскачивающимся пианино, в тесной кают-компании боевого корабля. В первом исполнителе только что рожденной песни мне слышались напряженное волнение соавтора, необычайная заинтересованность в счастливой судьбе песни, слившейся с судьбой самого корабля. Было как-то по-особому радостно и торжественно в эти минуты».
Песню подхватили сразу же.
Многим кораблям подарил Евгений Эммануилович такой вот музыкальный флаг — песню. Подарил он песню и гвардейской краснознаменной подводной лодке «М-172» — «Малютке», как называли подводники лодки этого класса. Много замечательных страниц вписала эта героическая подлодка в историю Северного флота. Ее командиром был Герой Советского Союза Израиль Ильич Фисанович. О дружбе с этим необыкновенным человеком Евгений Эммануилович и сегодня вспоминает с волнением: «Друзья называли его ласково— Зоря. ...Это был первоклассный моряк, истинный подводник».
Случилось так, что его, командира «Малютки», повысили в должности и назначили командиром дивизиона подлодок. Расставшись с боевыми товарищами, Фисанович решил подарить им песню. «Вот я стихи о ребятах написал. Посмотри, может, понравятся, — вдруг сказал он мне. И тут же загорелся: — Знаешь, Женя, лодка, честное слово, заслужила право на свою собственную песню. Вот было бы здорово: вернутся ребята из похода, а их ждет подарок!» Но песня так и осталась неспетой:
«Бледный, осунувшийся, как после тяжелой болезни, Зоря, встретив меня в порту, сказал:
— Некому, Женя, петь нашу песню. Лодка не вернулась...»
С подводниками связано у Евгения Эммануиловича и еще одно воспоминание, на этот раз радостное. Каждое возвращение подводной лодки с победой праздновала вся база. Оформился и своеобразный ритуал встречи — орудийный салют с борта победителей по числу потопленных вражеских судов. И вот однажды, ожидая возвращения крейсерской подлодки под командованием Героя Советского Союза Николая Александровича Лунина, Жарковский вместе с поэтом Н. Флёровым написал песню-здравицу, посвященную ее экипажу. Так родилась традиция: подводников стали встречать новыми песнями.
Война свела Жарковского с замечательным поэтом — капитаном Ярославом Родионовым. С его именем связано рождение многих удачных фронтовых песен. Первая песня создавалась ими под «треск зениток, гулкие разрывы бомб, от которых «Дом рыбака» словно пританцовывал на месте. Творческая обстановка! — вспоминает Жарковский. — Песню сочинили быстро. И чем успешнее двигалась работа, тем меньше слышали мы чертов аккомпанемент бомбежки».
Это была «Песня о медсестре» — портрет девушки из Мурманска, скромного и самоотверженного солдата медслужбы, награжденной боевым орденом и медалями за спасение раненых на поле боя. Повседневный героизм таких людей, как она, столь блестяще описанный впоследствии однополчанином Жарковского Юрием Германом, не мог не взволновать композитора и поэта.
...Сравнительно недавно, спустя четверть века после окончания войны, по радио в исполнении А. Розума впервые прозвучала «Баллада об Андрее» — песня, которую Ярослав Родионов посвятил своему другу — летчику-бомбардировщику Андрею Стоянову. Жарковский и Родионов написали ее через несколько дней после гибели Стоянова.
Есть у фронтовика Жарковского особенная песня, непохожая на другие. Все началось с того, что писатель-фронтовик П. Фурманский предложил композитору: «—Давай напишем песню о летчиках. Только чтоб она не была похожа на другие военные песни... в общем пусть будет не маршевая, не хоровая, не строевая, а лирическая, может быть шуточная, даже девичья, а?...
— Пиши стихи!— говорю я ему.
— Легко сказать — пиши, — возразил Павел. — А я ведь ни разу песен не писал. Попробовать разве...
— Ну уж не знаю, что тебе и посоветовать, — призадумался я.
— А знаешь, я возьму за образец какую-нибудь известную народную песню.
— Это дело. А какую?
— А вот… как ее… «Калину»! Или… «Рябину» можно! А то еще «Малину»?
Тут мы оба фыркнули: песенная эрудиция Павла проявилась в лучшем «плодово-ягодном стиле». Да и ягоды-то были все такие, что здесь, на военном Севере, мы уже успели забыть об их существовании. Об этом я Павлу прямо и сказал.
— Ну что ж, я подумаю, — не очень-то решительно протянул он в ответ.
И действительно — подумал, а через несколько дней принес мне стихи. Я развернул листок и прочел:
— «Морошка»!»
Так и вошло в текст песни:
Евгений Жарковский (слова П. Фурманского). Песня «Морошка»
с ударением на «не» — то, что филологи называют «отрицательным параллелизмом», свойственным народной поэтической речи. А «Морошка» — девушка, героиня этих шуточных «страданий». Лихая песня, задиристая, написанная в сочной народной манере. (Недаром Жарковский до войны возглавлял колхозную секцию Союза композиторов.)
...Небольшое «аналитическое отступление». Чем привлекают песни на столь близкую сердцу композитора «морскую» тему? Вот песня на стихи Б. Дворного «Матросы поют о Москве». Песня-воспоминание, песня-надежда. В ней органично слилось многое из того, что слышали в мирной жизни и унесли с собой на войну матросы. Вот спокойная и доверительная интонация романса — ею начинается повествование. Вдруг — именно вдруг (в новой тональности) — врывается высокая волна вальса. И плавно опадает, а за ней — опять вдруг — крутой спиралью набегает еще один «наплыв» — какая-то далекая тень глинкинской «Попутной». Разговорно-итоговая остановка на кульминации — «безбрежная синева». И новая волна вальса, нисходящая, успокаивающая, обнадеживающая. Мозаика? Да нет, сложнее. А в итоге — проще: эмоциональная целостность отдельных мотивов-воспоминаний.
В «Песне подводников» (сл. М. Рейтмана) захватывает романтика действия, романтика службы, спокойная романтика ратного дела. Сдержанный повествовательный тон этой песни подчеркивает скрытая маршевость. Обычный в подобных песнях «мореизобразительный» момент сведен к минимуму, и тем обнаженнее выступает главная мысль: «... чем мы любим Родину сильнее, тем недоступней Родина врагам».
А вот знаменитая «Прощайте, скалистые горы» — напротив, очень изобразительна и вобрала в себя характернейшие черты матросского музыкального быта. По жанру это небыстрый и неброский вальс. Слушаешь, и невольно представляется кубрик и лихой гитарист, любимец команды, и приглушенный голос (кому-то на вахту, не разбудить бы), выводящий первую строчку, мерно, как океанская волна, раскачивающую мотив: «Мы вышли в открытое море», — и, подчиняясь настроению, певцу также негромко вторят товарищи.
Когда задумываешься о завидной судьбе таких песен, то невольно подмечаешь удивительную вещь: некоторые песни далеко не всегда раскрывают свои какие-то особые достоинства при обычном музыкальном анализе. Музыка кажется нам совсем простой, но в то же время волнует, захватывает.
В этой связи давно уже родилась у композитора мысль, приобретшая с годами силу глубокого убеждения, — мысль о творческом явлении, которое по аналогии с известным словом «ЧП» он назвал «чрезвычайным вдохновением». Объяснение ему — война. Война, выворачивающая наизнанку души людские, обнажающая сокровенное, вызывающая к жизни «силы необъятные» — злые и добрые. Война, когда критерием человеческих отношений становится хрестоматийная фраза: «Пошел бы ты с ним в разведку?». Война, назвавшая подлинную цену нежности. Чтобы услышать все это в музыке, в песнях Жарковского, услышать и понять, услышать и перечувствовать, надо хоть на минуту стать солдатом.
Сегодня — особенно. Кто-то, перечитав тексты, вдохновившие композитора, может быть, скажет: «сентименты, старо». Не станем спорить о содержании такого понятия, как сентиментальность. Такому «критику» отвечает сам композитор: «Некоторые вещи кажутся тривиальными, если они не помножены на живую кровь».
1944 год. Жарковского переводят на Черноморский флот. Здесь, в Севастополе, заканчивался путь Жарковского-офицера и начинался новый, послевоенный этап в жизни Жарковского-композитора. Позади — годы, жизненная емкость которых неизмерима привычными цифрами, позади — с честью выдержанное испытание на бойца и на музыканта.
Что дальше? Может быть, пора выйти за привычные рамки песни? Ведь песня — лишь одна из форм композиторского самовыражения. А «чистая» музыка, а танец, а просто разговорная речь? А все многообразие их сочетаний? И, наконец, ведь давно уже существует в музыкальном искусстве жанр, органично сочетающий в себе все названные компоненты, отдающий в руки автора почти все средства творческого общения с аудиторией.
И в 1945 году композитор возвращается к жанру оперетты.
«Возвращается» — потому что еще в 1937 году его внимание привлек музыкальный театр. Первой пробой сил в музыкально-театральном жанре стала остроумнейшая одноактная опера «Пожар». Вместе с либреттистами В. Винниковым и Е. Шатуновским композитор написал ее буквально за несколько дней. Собственно, готового либретто и не было. Работали втроем и здесь же у рояля вносили в клавир каждую удачную, единогласно принятую фразу — литературную или музыкальную.
Московский театр миниатюр, поставивший оперу в том же году, располагал достаточными возможностями для воплощения этого сравнительно масштабного замысла. В спектакле были заняты сильные вокалисты, под стать им был оркестр, не подвела и постановочная часть. Таким образом, первое же сочинение такого рода у Жарковского получило жизнь в очень благоприятной обстановке.
Хотя опера и не имела долгой сценической жизни, она тем не менее заняла заметное место в творческой биографии композитора. Впервые он обобщил опыт своей театральной работы в некую художественную данность. И — что, пожалуй, наиболее важно — здесь впервые в полную силу проявился комедийный дар молодого композитора. Это и определило жанры следующих работ: автор обращается к водевилю, музыкальной комедии, оперетте. «Ее герой» (либретто И. Золотаревского) — первая у Жарковского оперетта в полном смысле слова. Написанная вслед за «Пожаром» в 1937 году, она и сегодня напоминает о себе рядом отдельных, звучащих по радио номеров.
Характерна и тема спектакля. Герой его — скромный провизор, влюбленный в девушку ярко выраженного романтического склада. Мужчина, достойный ее, непременно должен иметь героическую профессию — летчика, моряка и т. п. И молодой человек чувствует себя не на месте. Конечно, авторы ставят героев по ходу дела в такие условия, что именно аптекарь и проявляет все те возвышенные и героические качества характера, которые девушка не может не оценить. Таким образом, уже здесь вырисовывается свойственное опереттам Жарковского отрицание ходульного, на «красивостях» построенного театрального «героизма» и, напротив, принципиальное утверждение «антизвездной» тенденции, определяющее как тогдашнее, так и нынешнее лицо советской оперетты.
И вот — возвращение к оперетте. Война окончена, мирная жизнь вступает в свои права, театры открывают первый послевоенный сезон, вчерашние солдаты заполняют зрительные залы. И сезон Московского театра оперетты открывает оперетта Жарковского «Морской узел» (либретто В. Винникова и В. Крахта).
Неудивительно, что первую послевоенную работу композитор посвятил морякам, с которыми четыре года шагал трудными боевыми дорогами. А темой ее стала воинская дружба. И когда, как не в год победы, звучать мирным вальсам, смеху, шуткам по поводу лирической неразберихи, которой столько десятилетий жива музыкальная комедия.
«Морской узел» — это и название дома отдыха, где происходит действие, и своего рода характеристика запутанного жизненного конфликта, в котором оказываются герои, и, конечно, символ морской дружбы.
И вот неразлучные друзья — молодые морские офицеры — попадают по воле авторов в классическую, на первый взгляд, «треугольную» ситуацию. На деле треугольник оказывается «квадратом» — в карусели комедийных перипетий выясняется, что девушек тоже две. Но друзьям, уверовавшим в то, что они полюбили одну и ту же девушку, приходится нелегко. Каждый из них готов отказаться от личного счастья во имя фронтовой дружбы. Но на то и законы оперетты, чтобы все заканчивалось благополучной развязкой.
Оперетта оказалась одной из самых ярких творческих удач Жарковского, выдержавших испытание временем. А «Лирический вальс» поистине стал визитной карточкой сочинения.
Кому незнакома эта мелодия?
Евгений Жарковский (слова В. Винникова и В.Крахта). Песня «Лирический вальс»
Спектакль обошел почти все сценические площадки страны, на его основе создан радиомонтаж, в Харькове и Красноярске состоялось третье рождение оперетты. И сегодня «Морской узел» становится по праву в ряд произведений, которые представляют собой образцы советской опереточной классики.
Еще одна характерная подробность из биографии «Морского узла». Несколько лет назад авторам была заказана вторая редакция сочинения с целью «осовременить» действие спектакля. Казалось бы, целесообразно было перенести действие в настоящее время, в мирную обстановку, когда героику отгремевших сражений сменила героика повседневного воинского труда. Но получилось так, что «Морской узел» превратился в обыкновенное... «Курортное знакомство». Естественно, вторая редакция оказалась нежизнеспособной. Единственно что украсило эту редакцию и что уцелело от нее — это новые удачные музыкальные номера (например квартет моряков «Тельняшка», куплеты доктора Березко и др.), которые органично вписываются в первый и, как показало время, единственно возможный вариант сочинения.
Однако важен не столько самый факт, сколько вывод: отсечь временные признаки прошлого — еще не значит «осовременить» произведение. Напротив, проходят годы, взрослеют поколения, созданный однажды опус меняет адресата. Другие люди приходят в театр. И им, не знавшим войны, не знавшим радости победы, не пытавшим тех особенных, сразупослевоенных настроений авторы дают возможность пережить незабываемый сорок пятый, через тридцатилетие шагнуть в только что отвоеванный мир, ощутить его дыхание, услышать его наконец-то беззаботный смех. Понять это самое «наконец-то», понять и оценить.
Это и будет современное прочтение искусства. Зрительское прочтение, самое важное и нужное. Этим ведь и определяется одна из существеннейших закономерностей советского художественного творчества: чем больший отрезок времени отделяет нас от войны, тем острее и современнее — именно современнее — звучит в искусстве все, что с ней связано...
...Следующая оперетта Жарковского датирована 1957 годом. Двенадцать лет отделяют ее от «Морского узла». Это были годы, отмеченные прежде всего новизной — новизной новостроек, настроений, дел. И новизной тем — от восстановления заводов, разрушенных войной, до запуска первого в мире искусственного спутника Земли, от вчерашних бойцов до школьников, влюбленных в астрономию.
Сима Крупицына и Ромка Каштан — герои известной повести Льва Кассиля «Великое противостояние». Девчонка, ничем поначалу не примечательная, и мальчишка, мечтавший о звездах. Неожиданно для себя и для других девчонка успешно дебютирует в кино и тем самым добивается от окружающих, в том числе и от Ромки, уважения к себе как к личности.
В сущности, это типично литературный сюжет. Но серьезность и вместе с тем добрая «улыбчивость» проблемы как нельзя более отвечали жанру музыкальной комедии. «Проблема» дала себя знать даже в выборе названия для будущей оперетты. В свое время Кассиль написал повесть «Дорогие мои мальчишки». «Почему только о них?» — такой вопрос постоянно задавали автору в письмах юные читательницы. Ответом на него и стала оперетта «Дорогая моя девчонка» (либретто Л. Кассиля и И. Гальпериной).
Переведенная на язык другого жанра, повесть зазвучала несколько иначе. Сима и Ромка стали старше; теперь они оба — студенты-астрономы. Их объединяет общая профессия, общие интересы, общие мечты. Центральная проблема сюжета — проблема самоутверждения и самоопределения — также «повзрослела», как и герои повести. Теперь уже не сам по себе факт артистического успеха Симы говорит о духовном росте героини. Напротив, решающим оказывается умение правильно и зрело оценить его, удержаться, не свернуть на кажущийся более легким и «красивым» путь, найти и не предать свое дело и своих друзей. Словом, вопрос теперь не в том, чтобы доказать: «я не хуже других», а в том, чтобы точно определить свое место в жизни.
Ну и, конечно, в отношениях повзрослевших героев явственно зазвучала лирическая нота. В остальном же сюжет не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Лишь четче выявилась случайность и второстепенность Симиного успеха в кино, а ее попытка сняться в откровенно халтурном фильме стала поводом для целой серии остроумнейших номеров, как разговорных, так и музыкальных, усиливших столь необходимое в оперетте комедийное начало.
Оперетта с успехом шла в Ленинградском театре музыкальной комедии. В Москве же на ее основе был поставлен первый музыкальный телеспектакль.
Естественно, что повесть Кассиля, с ее ярко выраженной действенностью, проблемностью, сюжетной динамикой, сама по себе представляет отличный материал для любого рода экранизации. Но важнее другое — телеспектакль стал именно музыкальным. И не только потому, что в этой оперетте композитор оказался особенно «щедр», что собственно музыкальных номеров здесь больше, чем это обычно бывает в произведениях данного жанра. Главное, Жарковский здесь заметно отошел от раз и навсегда сложившихся канонов жанра — на смену вставному характеру большинства музыкальных номеров пришла достаточно развернутая музыкальная драматургия.
И пусть в чисто техническом отношении опыт первых съемок «с монитора» оказался не вполне удачным, он все же принес пользу как композитору, так и произведению — впервые оперетта Евгения Жарковского вышла к многомиллионной аудитории.
Вслед за ней в 1959 году, и снова для Ленинградского театра музыкальной комедии, была написана оперетта «Мост неизвестен» (либретто И. Гальпериной). В отличие от предыдущей, она в музыкальном плане решена скромнее. Композитор обратился на этот раз к жанру водевиля, попутно используя некоторые приемы ревю.
Такое жанровое решение было обусловлено и самим характером либретто. В нем множество разнообразных действующих лиц, чаще всего полярно противоположных друг другу: «трезвомыслящая» девица, проповедующая чисто мужской рационализм; ее жених, принадлежащий к бессмертной плеяде «очкариков-романтиков», — молодой, нескладный, до смешного рассеянный ученый; «героиня» мелодраматического толка, перечитывающая вслух свое «предсмертное» письмо, а под занавес оказывающаяся актрисой, репетирующей роль; извечный резонер в облике садовника, комментирующий действие и время от времени появляющийся на сцене; разношерстная компания «растерях» в бюро находок, служащие загса и т. д. и т. п.
«Сюжетный пасьянс» был разложен удачно: отдельные номера-характеристики, вкрапленные в речевую канву, должны были образовать музыкальную основу спектакля. Трагикомическая природа драматургического конфликта отметила музыку тем щедрым, неиссякаемым, многогранным юмором, который вообще присущ творчеству Жарковского. И в общем-то это действительно смешно: множество народу бросается спасать человека, готового наложить на себя руки, где-то на неизвестном никому мосту, не подозревая, что записка, найденная в саду, всего-навсего обрывок театральной роли. Но именно в таком юмористическом плане, поданная легко, без дидактического нажима, особенно явственно слышится ведущая мысль авторов: человек всегда приходит на помощь человеку. И снова необходимо отметить, что такого рода идейный акцент не случаен в опереттах Жарковского.
В самом деле, «Морской узел», «Дорогая моя девчонка» и «Мост неизвестен» составили своеобразный цикл оперетт (к нему отчасти примыкает еще довоенная — «Ее герой»), несущий в себе ряд характерных, сразу обращающих на себя внимание черт. Черт, которые свойственны не только данным произведениям, но в целом свойственны Жарковскому в этом жанре и общие для его творческого мировоззрения.
Одна из них — ненавязчивая общительность, дружеская доверительность его музыки. Другая, не менее важная, — композитор любит и умеет говорить со слушателем на серьезные этические темы — о дружбе, любви, верности своему делу, о человеческой солидарности, о гуманизме в самом прямом и однозначном смысле этого слова. При этом он может взять «высокий» тон, как, скажем, в «Лирическом вальсе» из «Морского узла», но есть у него и иной «ключ» к собеседнику — добрая шутка, меткое словцо, остроумный парадокс. И третья черта — в творчестве Жарковского отлично ладят друг с другом мягкая шутка и тонкая насмешливость.
Источник: сборник «Мастера советской песни». М., 1977
1 Здесь и далее цит. по кн.: Жарковский Е. А музы не молчали... М., 1971, с. 88.