Городские рабочие песни
Песни «Сормовская лирическая», «С гитарой иду я поселком рабочим»,
«Давай сегодня встретимся», «Идет рабочий класс», «Вологда»,
«Песенка влюбленного пожарника»
Песни села
Песни «Хороши весной в саду цветочки», «Одинокая гармонь», «Вьется вдаль тропа лесная»,
«Костры горят далекие», «Мы с тобою не дружили», «Хвастать, милая, не стану»
Девичьи лирические песни
Песни «Всегда ты хороша», «Шумят, шумят березы», «Вечерком на реке»,
«В первый раз со мной такое» ,«Мой любимый за рекой», «Не знала я»,
«Встречать зарю не приходи», «Над покосами гаснут зарницы», «Первая любовь»,
«Возраст призывной», «Ясной ночкою», «Я за реченьку гляжу»,
«Назначай поскорее свидание», «Чует сердце мое что-то»
Характерные особенности песен
«Песня посвящается моя», песня «Заветный камень», опера «Чапай»
Особенности творческой манеры
Песни «Милый мой живет в Казани», «Из-под камушка», «Чует сердце мое что-то»,
«Пионерская лагерная», «Без мечты нам жить нельзя», «Песня красных дьяволят»,
«Люди! пока не поздно», «Мы — люди большого полета»
Это вам, романтики,
Это вам, влюбленные,
Песня посвящается моя!
Я. Хелемский. Песня посвящается моя
Есть большая группа песен, в которых отчетливее, чем где бы то ни было, Мокроусов предстает перед нами лириком. Именно в них определились наиболее характерные черты стиля композитора, определилась мера его самобытности. Вот почему эти песни можно, пожалуй, назвать основными в творческом наследии Мокроусова. В них композитор нашел своего героя — героя нашего времени. Он во многом похож на автора. Композитор, вышедший из рабочей среды, не просто понаслышке знал быт городской окраины. Он сам жил жизнью заводского поселка, тонко ощущал ее своеобразную романтику, характер взаимоотношений людей, склад их мыслей и чувств.
Из этой среды композитор взял своего героя — он порой не очень красивый, но добрый, скромный, работящий и простой. Кто не знает этого парня со светлым взглядом и открытой душой, тихого и безобидного в жизни, но способного на подвиг, на самоотречение в решительную минуту?
С такими «парнями из нашего города», «с нашей улицы», «с нашего двора», со всеми их переживаниями — радостями и горестями, — мы познакомились в довоенные и первые послевоенные годы на экранах кино, сценических площадках, в радиопередачах, книгах.
В повседневных думах и заботах, поступках и делах раскрывалась душевная красота и щедрость этого парня-труженика. Искусство снова и снова пристально вглядывалось в него, пытаясь разгадать, в чем же сила такого человека, часто неприметного в жизни, сила, позволившая ему выстоять и победить в недавней жесточайшей схватке с врагом.
Борису Мокроусову удалось воплотить этот образ в музыке и раньше, и лучше, чем многим другим его товарищам по перу.
Вот группа песен, которую хорошо представляет знаменитая «Сормовская лирическая» (сл. Е. Долматовского). Сюда можно отнести песни «С гитарой иду я поселком рабочим» (сл. Ю. Каменецкого), «Давай сегодня встретимся» (сл. С. Смирнова), «Идет рабочий класс» (сл. М. Лисянского) и др.
Есть общее в содержании этих песен. Они наполнены мечтательным настроением и ведут нас в мир лирических переживаний героя. Выражение чувств в них — сдержанное. Герой прячет свои чувства где-то в глубине от любимой, боясь открыться, подойти и оказаться навязчивым, но он доверчиво делится своими переживаниями со слушателями, зная, что его поймут.
Житель рабочей окраины, может быть уже и потомственный, он сохранил прочные связи с землей: живут в нем отголоски сельского быта, звучание деревенских песен, любимых в народе инструментов. Все это — и его родное.
Чрезвычайно интересно, как все эти связи и опосредования сказываются в музыке. Большинство песен, объединяющихся вокруг «Сормовской лирической», также написано в темпе умеренного вальса. Но как изменились его жанрово-стилистические черты! Очень мало осталось в нем от салонных вальсов или вальсов городских парков. А если что-либо и сохранилось, то как бы отходит на задний план, уступая место новым элементам, подчиняясь им.
В «Сормовской лирической», например, нет той утонченной поэтичности и безысходной печали, которые столь характерны для «Осенних листьев». Музыка «Сормовской» более «заземлена». Во все элементы музыкальной речи, и прежде всего в ритмо-интонационный строй мелодии, проникают новые для жанра черты. В ней — распевность, идущая от народной песни, и одновременно как бы утверждающая себя активность — выражение скрытой напористости характера:
Борис Мокроусов (слова Е. Долматовского). Песня «Сормовская лирическая»
В фортепианном сопровождении слышатся обороты и ритмы гармошечных переборов.
С новой модификацией того же образа мы встречаемся в песне «Вологда» (сл. М. Матусовского) и особенно в «Песенке влюбленного пожарника» (сл. С. Смирнова). В «Вологде» раскрывается «новая ступень» развития чувства, слышится большая уверенность в себе и в любимой: «...знаю точно, где мой адресат...». Снова вальс, но структура и характер его иные. С помощью остроумного решения — нарочитого повтора отдельных слогов:
Где же моя темноглазая, где?
В Вологде-где-где-где, в Вологде-где...
композитору удается передать в музыке нетерпение ожидания встречи с любимой. Уже в этой песне проскальзывают элементы юмора. Но, пожалуй, здесь они содержатся пока главным образом в тексте.
В «Песенке влюбленного пожарника» шутливая интонация текста проникает и в музыку. Причем герой сам подтрунивает над собой, стремясь скрыть свои переживания от других, не дать обнаружиться тревожащим его чувствам:
Потерял он покой,
На себя махнул рукой,
Ой, как трудно человеку
В ситуации такой!
Однако слушателя не обманывает эта игра. Он понимает, что за показной бесшабашностью герой пытается скрыть чувства истинные и серьезные. Его усиленные попытки выпятить собственную нескладность и неудачливость и скрыть за ними робость и неуверенность вызывают добрую улыбку.
Еще в 30-е годы характерной чертой песенной поэзии (ранее других у М. Исаковского) становится введение в народную речь специфических «официальных» и «ученых» словечек и выражений, входивших в жизнь. В одних случаях этот прием вносил в живую разговорную речь оттенок юмора, столь свойственного русскому человеку, в других — подобные выражения в общем контексте звучали серьезно, отражая черты нового быта, закрепившиеся в сознании людей. Не раз этим приемом пользуется в песнях и Мокроусов. В частности, есть такая «ситуация» в приведенных выше строках «Песенки влюбленного пожарника». Подобные специфические словечки встречаются в припеве той же песни:
Нет дыма без огня,
Ты в сердце у меня,
И я как таковой
Буквально сам не свой.
Ты ласточка моя,
Ты зорька ясная,
Ты, в общем, самая
Огнеопасная!
В музыке песен этого рода чаще, чем в группе, возглавляемой «Сормовской лирической», слышны и интонации, характерные для городского музыкального быта, более «чувствительные» и эстрадно-танцевальные одновременно. Внутреннее состояние героя выражается откровеннее, порой даже утрируется. «Непонятливые», как бы «глуповатые», жалующиеся интонации в мелодии, «тяжкие вздохи» коротких фраз — весь строй музыки вызывает ассоциации с определенным типажом, взятым из жизни. Это, так сказать, представитель комической пары, всегда сопутствующей героям лирическим. Человек простецкий, не очень-то везучий, но добрый. Он всегда готов прийти всем на помощь, он ждет и верит, что непременно встретит того, кто сумеет разглядеть за не очень представительной внешностью его большое и отзывчивое сердце.
Б. Мокроусов с исполнителями оперы «Чапай». Чебоксары. 1961
Эстрадно-танцевальное начало, как выражение ничем не сдерживаемой радости, становится ведущим в такой песне, как «Хороши весной в саду цветочки». Здесь уже не мечта, не надежда, а обретение. Примечательно, что и в легком жанре Мокроусову удается сохранить определенный национальный характер музыки.
Процесс сближения культуры города и деревни шел быстро. Не только бывший крестьянский паренек приходил на завод и поселялся на рабочей окраине, принося с собой в город любимую гармонь, родные деревенские песни. Не менее интенсивно проникала в село городская песня. Возвращались в деревню солдаты, побывавшие в разных уголках своего государства и в других странах, агрономы и механизаторы, учившиеся в городе; приезжала работать городская молодежь, приезжали артисты, выступавшие в сельских клубах. Все они несли с собой, помимо знаний и книг, еще и частицу городской музыкальной культуры. А еще раньше она начала входить в жизнь села с помощью радио, грампластинок, кинофильмов.
Это характерное явление советской жизни также нашло отражение в песенном творчестве Мокроусова. Очень близко к песне рабочей окраины стоят новые песни села. И герои их похожи, они ведь родные братья. Разница лишь в том, что в основу песен первой группы положена музыка городского быта, вбирающая отдельные признаки крестьянской песни, а музыкальную основу сельской песни составляет песня народная, пронизанная элементами городского музыкального быта.
Во главе ряда мокроусовских «песен села» стоит «Одинокая гармонь» — родственница «Сормовской лирической». И здесь есть авторское указание: «в темпе вальса», но танцевальность еще более, чем в «Сормовской лирической», завуалирована. В мелодии преобладает спокойное движение. В аккомпанементе — неторопливый бег непритязательных гармошечных переборов. Мерность ритмов и особенности мелодической линии придают музыке плавность, распевность. Мелодия начинается с характерного выразительного запева, идущего по ступеням трезвучия. Такое начало очень распространено и в русской народной песне, часто встречается и во многих замечательных песнях советских композиторов, аккумулирующих типические черты национального музыкального мышления. (Можно напомнить всем известную народную русскую «Дубинушку», «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого и многие другие песни разных авторов.)
По музыкальной образности, по эмоциональной характеристике героя к песне «Одинокая гармонь» близко стоят и другие популярные песни Мокроусова: «Вьется вдаль тропа лесная» (сл. Н. Лабковского), «Костры горят далекие» (сл. И. Шамова). Но в них свои приметы, идущие от специфики содержания. Так, например, в песне «Вьется вдаль тропа лесная» каждая фраза начинается с синкопы (перенос ударения на слабую долю такта). Эти «толчки» как бы подчеркивают решимость героя, его настойчивый характер:
Буду здесь всю ночь без сна я
Ждать с тобой свидания.
Деревенский аналог песенки «Вологда» встречается в песне «Мы с тобою не дружили» (сл. М. Исаковского) — из радиопостановки «Поддубенские частушки»; ее герой уверен в себе и не лишен чувства юмора.
Наконец, хорошо известный персонаж Курочкин из спектакля (и фильма) «Свадьба с приданым», со своей очень популярной песенкой «Хвастать, милая, не стану» (сл. А. Фатьянова), по характеру — родственник влюбленного пожарника, вобравший в себя и черты героя песни «Вьется вдаль тропа лесная»:
Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и не спесив,
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?
....................................
Я работаю отлично,
Премирован много раз,
Только жаль, что в жизни личной
Очень не хватает вас.
Борис Мокроусов (слова А. Фатьянова). Песня «Хвастать, милая не стану»
В музыкальной характеристике Курочкина выражено простодушие, стремление показать себя, любовная тоска и вместе с тем желание утвердить чувство собственного достоинства. Здесь еще более тесно переплетаются интонации, идущие от двух источников — музыки городского и музыки деревенского быта:
Наиболее богаты и разнообразны по содержанию и характеру песни Мокроусова, которые условно можно объединить общим названием «девичьи лирические». Пожалуй, в этом нет ничего удивительного. Лирические излияния, самораскрытия, особенно в музыке, в песне, больше чем кому бы то ни было свойственны девушке. Так было в народной песне, так осталось и в музыке профессиональной. Кто больше девушки ждет и надеется, и томится, верит и не верит, мечтает и любит и особенно больно переживает разочарование? Разнообразны девичьи песни — радостные, чаще печальные, песни-мечтания, песни-надежды, песни-сетования или веселые, задиристые частушки — утверждение горделивой уверенности в себе.
Уже сложилась и жила в это время (40—60-е годы) традиция девичьей лирической песни и в советской музыке. Достаточно вспомнить песни И. Дунаевского «Ой ты, сердце» или «Без любви на свете грустно, а любить еще трудней» и многие другие, появившиеся еще в довоенную пору.
Традиции народной и советской массовой песни переплелись и обрели новые качества в девичьей лирической песне Б. Мокроусова. Композитору удалось вылепить обобщенный и конкретно зримый образ, раскрыть обаятельные черты русской девушки, которая под стать парню, мечтающему о ней. Теперь она уже не та, что раньше. Мир ее неизмеримо расширился, она заняла достойное место в жизни. Она не спешит выйти к «хорошему дружку в назначенный срок», потому что учится: «Свиданье забыто, над книгой раскрытой склонилась подруга...» («Сормовская лирическая»). Она отлично работает, нередко по достижениям в труде опережая мужчину. Наконец, она наравне с ним прошла тяжкими дорогами войны:
Только я другой тебя запомнил:
В сапогах, в шинели боевой.
Ты у нас в стрелковом батальоне
Числилась по спискам — рядовой.
О тебе кругом гремела слава,
Ты прошла огонь, чтоб вольно жить...
(А. Фатьянов. По мосткам тесовым)
Но она не утратила красоты, тонкости и силы души.
Собственно, с этим образом мы уже встречались, рассматривая связи мокроусовского творчества с русской народной песней. Различные стороны характера, душевные состояния героини раскрывались в песнях «Всегда ты хороша», «Шумят, шумят березы» и др.
В песне «Вечерком на реке» (сл. С. Острового) чувство тоски неожиданно сливается с насмешливой интонацией— так героиня скрывает свою девичью гордость и ранимость. Сложное внутреннее состояние находит выражение и в музыке: обороты, идущие от народной лирической песни, соединяются в ней с ритмами и попевками мягких приволжских частушек.
Те же элементы: привольный запев русской протяжной песни, мягкие обороты лирической, плясовой задор частушки — соединяет Мокроусов (правда, менее удачно) и в песне «В первый раз со мной такое» (сл. Ю. Каменецкого).
Оживленная, шутливая интонация частушки просвечивает в песне «Мой любимый за рекой» (сл. А. Софронова).
В песне «Не знала я» (сл. И. Казакова) горечь разочарования в любимом нашла музыкальное выражение в интонациях, идущих от народной песни-жалобы.
Сдержанная страстность старинного романса, впитавшего в себя интонации цыганской песни, строй ее чувств и характер их выражения слышатся в песне «Встречать зарю не приходи» (сл. В. Малкова). В ней отчетливо видны и связи с национальным русским мелосом.
Есть еще один пласт русского народного музыкального творчества — это песни-мечтания о лучшей доле, о глубоком и сильном чувстве или песни, в которых раскрываются широта и благородство русской души, умение видеть красоту окружающего мира и восхищаться ею. Достаточно назвать такие несхожие песни, как «Бродяга», «Ах ты, сад, ты мой сад», «Степь да степь кругом». Несмотря на различие содержания, есть общее в их музыкальном строе, прежде всего то, что определяет их национальную принадлежность. Всем им свойственна степенно развертывающаяся мелодия, простейшие, предельно ясные гармонии. И служат они выражению главного — мужества, духовной красоты человека, более всего ценящего свободу и неодолимо рвущегося к ней. В таких песнях (даже если они полны драматизма, как песня «Степь да степь») всегда звучит убежденность в том, что мечта о счастье сбудется, если не для тебя самого, так для человека, который дорог тебе.
По духу и настроению, по музыке этим песням близки некоторые из сочинений Мокроусова. В частности, тесно связана с этим пластом фольклора песня «Над покосами гаснут зарницы» (сл. Л. Кондырева). Но есть в ней примечательная особенность: это песня о реально сбывающейся мечте. Поэтому в ее музыкальной образности появляется новый оттенок: здесь нет напряженности и драматизма, столь свойственных многим старым песням; спокойное вальсовое движение придает знакомым чертам мягкость и пластичность, хорошо отвечающие состоянию ничем не омраченной мечтательности.
К так называемым девичьим лирическим песням Мокроусова можно отнести также песни: «Первая любовь» (сл. М. Вершинина), «Возраст призывной» (сл. Н. Лабковского), «Ясной ночкою» (сл. Е. Долматовского), «Я за реченьку гляжу» (сл. В. Малкова и Г. Строганова). И в этих сочинениях нашел отражение процесс, который мы наблюдали в мужских лирических песнях: взаимопроникновение и слияние интонационных пластов, идущих от народного крестьянского мелоса и городской лирики. «Назначай поскорее свидание» (сл. С. Смирнова) — это, если можно так сказать, женский вариант «Одинокой гармони». Очень много родственного в стилистике и в настрое этих двух сочинений. Героиня этой песни словно «подхватывает» настроение «Одинокой гармони». Начинает казаться, что ее-то именно и искал молодой гармонист.
Борис Мокроусов (слова Н. Глейзаров). Песня «Чует сердце мое что-то»
Особенно ощутима «мокроусовская» интонация в одной из лучших его песен — «Чует сердце мое что-то» (сл. Н. Глейзарова). Эта песня — одна из кульминаций девичьих лирических, да и всего песенного творчества композитора. Героиня полна ожидания любви. Да, она некрасива. Но образ, созданный Мокроусовым, вызывает и сочувствие, и уважение: в музыке раскрывается душевная красота и цельность. Композитор заставляет нас верить, что эта девушка непременно встретит человека, достойного ее:
Могут спросить, что же все-таки качественно нового несут в себе песни Мокроусова, если почти в каждой из них обнаруживаются те или иные связи с прошлым?
Такие связи никогда не были слабой стороной искусства, напротив, они придавали почвенность произведению, делали его особенно сильным, если только автору удавалось подойти к традициям творчески и, развив и переосмыслив их, выразить свое видение мира. Вот и в песне «Чует сердце мое что-то», написанной, казалось бы, в традициях русской народной и советской лирической песни, есть новое. Оно — в мироощущении, которое автору удается передать всем строем музыки: напряженной пластикой мелоса, взволнованными «всплесками» аккомпанемента. Перед нами новый человек — внутренне более независимый и свободный.
Лирическая песня оказалась особенно близкой творческой индивидуальности композитора. В ней полно и многогранно выражается мироощущение художника, отчетливо выявляются различные линии творческих поисков Мокроусова, обнаруживаются различные ветви народно-песенных истоков, питавших его музыку. Можно сказать, что в лирических песнях обобщаются наиболее характерные черты творческого стиля композитора.
Своеобразное обобщение поисков композитора, шедших по разным линиям, можно усмотреть в сочинении «Песня посвящается моя» (сл. Я. Хелемского). В свое время она завоевала большую популярность в исполнении Марка Бернеса — киноактера, создавшего на экране целую галерею образов, близких мокроусовскому герою.
Интересно вступление к этому сочинению. По своему интонационному строю, ритмике, фактуре оно никак не связано с песней: ни один из элементов первых тактов, звучащих у фортепиано, в песне не повторяется, не получает развития. Между вступлением и собственно песней возникает связь по контрасту. Две-три детали — и композитор как бы напоминает о том, что ушло в прошлое и что, вместе с тем, осталось жить сегодня. Это — интонации чувствительного городского романса, подчеркнуто «надрывные» всплески эмоций. Это — и сурово-сдержанные интонации песен грозных военных лет (несколько модифицированные, смягченные фразы-реминисценции из «Заветного камня» в конце вступления).
Интонационный строй мелодии как будто лишен откровенных связей с народной крестьянской песней. Однако это не так. Мелодия городского склада органично впитала широкую распевность и лирическую интонацию русской народной песни, и возникла правдивая характеристика героя нашего времени:
Все руками собственными создано,
Пройдены нелегкие пути.
Под степными звездами,
Обжитыми звездами
Хорошо любимую найти.
Говоря о песенном творчестве Б. Мокроусова, следует вернуться к его опере «Чапай»: она насквозь песенна; именно песня — основное средство музыкальных характеристик в этой опере.
В свое время критики писали о подкупающей непосредственности и доступности музыкального языка оперы, о его связи с современной интонацией массовых бытовых музыкальных жанров. Но нередко писали так, что эти особенности оперы выглядели скорее ее недостатками. Между тем Мокроусов попытался раскрыть психологию новых героев, рожденных революцией, их духовный мир, выбрав средства музыкального выражения, наиболее близкие, по его мнению, внутреннему миру этих людей. Пусть далеко не все ему удалось, но композитор несомненно внес свою лепту в процесс становления советской оперы на современную тему.
Отходя от традиционных оперных вокальных и оркестровых форм, Мокроусов пытался решить проблему музыкальной драматургии, опираясь на методы свободного музыкального развития народно-песенного материала. Лучшие страницы «Чапая» стали «сгустком» всего ценного, что было найдено композитором в процессе освоения фольклора в песнях-сказах, в работе над произведениями разных жанров, и прежде всего — над песней.
В свою очередь все, чего удалось достичь композитору в опере, инструментальной музыке, где метод творческого подхода к народной основе получил дальнейшее обогащение и развитие, — определяло новый уровень его работы и в песенном жанре.
В творческой работе Б. Мокроусова были особенности; он сам рассказывал о некоторых из них: «...В отличие от многих композиторов, я вначале создаю музыку, а затем поэт пишет по моей просьбе стихи на заданную тему. Кое-кто считает такой метод «порочным», но это вопрос спорный. В свою защиту могу сказать, что самые популярные мои песни, в том числе «Сормовская лирическая», написаны именно таким образом»1. Б. Мокроусов писал и на готовые тексты, но все же предпочитал метод так называемой подтекстовки. Это не ограничивало его фантазию. Вряд ли есть смысл спорить о том, какой путь лучше. Все зависит от индивидуальных особенностей автора и главное — от художественных результатов. В поддержку Мокроусова можно сказать, что не один он любил именно такой путь. Часто так же работал и Дунаевский, а в свое время и Глинка.
Борис Мокроусов всегда стремился предельно четко реализовать свой творческий замысел и максимально
точно записать сочиненную музыку. «...Законченное произведение, — вспоминает Б. М. Терентьев, — Борис Андреевич тотчас переписывал начисто. Особенно тщательно проставлял все знаки и нюансы. Искал наиболее точное обозначение темпа и характера, так как знал, насколько от этого будет зависеть верное исполнение».
«...Можно знать законы стихосложения, законы гармонии и формы, но этого мало, — в песню надо вложить еще и душу, а без этого она ровно ничего не стоит»2. В этом композитор был убежден, без этого не мыслил творчества. А душа музыки, как известно,— мелодия. Мелодии мокроусовских песен броски, рельефны, образны и «общительны». Вызывая большой круг ассоциаций, затрагивая что-то очень близкое, они обладают редкой способностью вовлекать слушателя в сферу заключенных в них чувствований, заставляют сопереживать. Чем значительнее роль одного из элементов музыкальной речи в создании образной характеристики, тем сильнее остальные элементы подчиняются ведущему. Бесспорно, именно мелодия оказывается у Мокроусова основным художественно ценностным носителем эмоционально-смысловой выразительности. Все остальные элементы музыкальной речи, как правило, служат одной цели — наиболее выпукло подать основную линию, подчеркнуть ее самые существенные особенности. Может быть, поэтому фортепианное сопровождение в песнях Мокроусова лишено каких бы то ни было изысков, чаще всего оно предельно просто и уж во всяком случае на первый взгляд кажется таким, никогда не отвлекая на себя излишнего внимания, хотя за этой простотой можно отыскать сложную работу композиторской мысли (например, в песне «Милый мой живет в Казани»).
Примечательна еще одна черта, характерная для песенного творчества Мокроусова. В каждой группе песен и романсов были у него излюбленные тональности. Так, песни-романсы, идущие от старинного русского вальса, написаны, как правило, в до миноре. В патриотических песнях гимнического склада преобладает ми-бемоль мажор. Большинство строевых солдатских песен — в ми миноре, а в песнях-вальсах рабочей окраины чаще всего встречается ре минор.
Быть может, стойкая привязанность Мокроусова к тем или иным тональностям в близких «музыкальных ситуациях» дает возможность говорить об определенной эмоциональной окрашенности той или иной тональности в его восприятии. Вспомним хотя бы два примера из мокроусовского творчества: печально-драматическая кульминация баллады «Из-под камушка» тоже написана в до миноре — одной из наиболее драматичных для композитора тональностей, хотя вся баллада выдержана в ре миноре; в том же до миноре написана полная драматизма лирическая песня «Чует сердце мое что-то».
Вместе с тем приверженность композитора к определенному комплексу средств при решении сходных художественных задач несет в себе и опасность творческой инерции. Многие не раз замечали на первый взгляд странное свойство песен Мокроусова: каждая в отдельности впечатляла, а взятые вместе, они нередко поражали однообразием. Слушать их подряд становилось неинтересно, особенно в том случае, если подряд исполнялись песни одной стилевой группы. И это естественно: одни и те же приемы, много раз повторенные, начинали бросаться в глаза, «перекрывая» своеобразие тонких нюансов каждой песни, рождали ощущение некоторой назойливости.
Вряд ли найдешь тему, жанр песни, которых бы не коснулся композитор. Есть у него песни гражданские, героические, есть песни лирические, шуточные, танцевальные, есть драматические повествования, песни-романсы, песни-баллады, песни-сказы.
Писал Мокроусов также песни пионерские и массовые, почти всегда связанные с актуальными темами времени. Среди них можно назвать «Пионерскую лагерную» (сл. С. Васильева), «Без мечты нам жить нельзя» (сл. Ю. Каменецкого), «Песню красных дьяволят» (сл. Р. Рождественского); а из массовых — марши «Люди! пока не поздно» (сл. Е. Долматовского) или «Мы — люди большого полета» (сл. А. Фатьянова) и другие подобные им сочинения. Но ни одна из этих песен не завоевала достаточной популярности и вряд ли вспомнится читателю. Однако негативные стороны творчества композитора не могут заслонить главного: у лучших мокроусовских песен есть свое лицо. Там, где темы борьбы за мир, любви к родине, народу Борис Мокроусов решал в близком себе ключе, он совершал художественные открытия. И это не удивительно: разве лирическая песня, воспевающая созидательный труд советских людей или красоту родной земли, менее сильно и убедительно борется за мир, чем та, которая прямо заявляет об этом? Успех определяется нестандартным художественно убедительным подходом к решению темы.
В свое время Мокроусов был одним из самых популярных и любимых в народе композиторов-песенников. Его песни пели много и часто. Пели везде. Пожалуй, не было дня, чтобы в открытом концерте или по радио не звучала музыка этого композитора. Многие из лучших песен Мокроусова продолжают жить и сейчас.
В чем же причина такой популярности? Думается, ее нельзя объяснить только сюжетами, близкими слушателю, или тем, что песня содержала цепкие интонации, связанные с бытовавшими, знакомыми каждому попевками. Недостаточно было бы и связи песен с популярным героем своего времени. Хотя все это взятое вместе несомненно способствовало успеху.
Причина популярности песен Мокроусова заключается в том, что, опираясь на унаследованную от прошлого и современную ему народную основу, композитор сумел возвыситься до самобытного обобщения воспринятого из разных музыкальных истоков, которые питали его, сумел сблизить в своем творчестве прошлое и настоящее, сумел увидеть и раскрыть в музыке лучшие черты характера своего народа.
Но главное — Борис Мокроусов глубоко любил Россию, русского человека и воспел их так, как дано далеко не каждому.
Источник: сборник «Мастера советской песни». М., 1977
1 Наши интервью. Творческие планы земляков. — «Горьковская правда», 1960, 29 февр.
2 Мокроусов Б. Победителя не судят. — «Литературная газета», 1965, 27 мая.