Музыка В. Соловьёва-Седого, слова А. Чуркина
Размер 4 / 4
Город над вольной Не-
вой,
Город нашей славы трудо-
вой,
Слушай, Ленин-
град, я тебе спо-
ю
За-
ду-
шев-
ную
песню сво-
ю.
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Здесь проходила, друзья,
Юность комсомольская моя.
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.
С этой поры огневой
Где бы вы не встретились со мной,
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Песня летит над Невой,
Засыпает город дорогой,
В парках и садах липы шелестят...
Доброй ночи, родной Ленинград!
В парках и садах липы шелестят...
Доброй ночи, родной Ленинград.
1963
Две последние строчки куплета повторяются два раза
Советский композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907—1979)
Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия — Соловьёв) родился 25 апреля (12 апреля по старому стилю) 1907 года в Санкт-Петербурге в семье дворника. В детстве самостоятельно научился играть на балалайке, гитаре и пианино. Профессиональную музыкальную деятельность Соловьёв-Седой начал в 1925-м году в качестве пианиста-импровизатора на ленинградском радио, в студии художественной гимнастики и в самодеятельных коллективах. В 1929-м году поступил в Ленинградский музыкальный техникум, а в 1931-м — в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1936-м по классу композиции профессора Рязанова. В годы Великой Отечественной войны Соловьёв-Седой стал художественным руководителем организованного им же фронтового эстрадного театра «Ястребок». В послевоенные годы композитор занимал ряд ответственных должностей: председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР (1948—64), секретаря Союза композиторов СССР (1957—74) и РСФСР (с 1960-го). Соловьёв-Седой является автором 3 балетов, музыкальных комедий, музыки к 24 драматическим спектаклям, 8 радиоспектаклям и 44 кинофильмам. Однако наибольшую популярность композитору принесли массовые песни. Среди них можно назвать «Играй, мой баян» (1941) на слова Л. Давидович; «Не тревожь ты себя, не тревожь» (1944) и «Услышь меня, хорошая» (1945) на слова М. Исаковского; «Если бы парни всей земли» (1957) на слова Е. Долматовского; «В путь» (1955) на слова М. Дудина; «Подмосковные вечера» (1956) и «Баллада о солдате» (1961) на слова М. Матусовского; «На солнечной поляночке» (1943), «Соловьи» (1944), «Давно мы дома не были» (1945), «Где же вы теперь, друзья-однополчане», (1947) на слова А. Фатьянова; «Матросские ночи» (1945) и «Пора в путь-дорогу» (1945) на слова С. Фогельсона; «Вечер на рейде» (1941) и «Вечерняя песня» (1957) на слова А. Чуркина. Соловьёв-Седой имеет звания Народного артиста СССР (1967) и Героя Социалистического Труда (1975). Василий Павлович Соловьёв-Седой умер 2 декабря 1979 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Советский поэт Александр Дмитриевич Чуркин (1903—1971)
Александр Дмитриевич Чуркин родился 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1903 года в деревне Пирогово Приозерного района Архангельской области в крестьянской семье. В 14 лет покинул родную деревню и добровольно вступил в Красную Армию. После Гражданской войны окончил Одесскую артиллерийскую школу и служил в Кронштадте командиром взвода. В 1927-м году поэт демобилизовался из армии и стал работать в редакции журнала «Резец» литературным сотрудником. В годы Великой Отечественной войны Чуркин состоял в бригаде поэтов и композиторов при Политуправлении Краснознаменного Балтийского флота, работая в военной газете. В послевоенное время занимался литературной и поэтической деятельностью. Первым литературным произведением Александра Чуркина стала автобиографическая повесть «Бубновый край» (1930), за которой последовали сборники стихов и песен «Выход весны» (1931), «Вторая очередь» (1932), «Избранные стихи» (1935), «Песни и стихи» (1938), «Хорошо жить!» (1939), «Избранные стихи» (1940). В послевоенные годы выходят книги «Самое дорогое. Стихи и песни» (1947), «Песни на стихи А.Чуркина» (1949), «Избранное» (1953). Александр Чуркин вошёл в историю русской советской культуры прежде всего как поэт-песенник. Из наиболее популярных песен на его стихи стоит назвать «Вечер на рейде» и «Вечернюю песню» на музыку В. Соловьёва-Седого, «Далеко-далеко», «Парень кудрявый» и «У рябины» на музыку Г. Носова, «Казачью песню» на музыку И. Джержинского и многие другие. Александр Дмитриевич Чуркин умер 9 сентября 1971 года в Ленинграде.
Запись с концерта для делегатов XXII съезда КПСС
Октябрь 1961 г.
Василий Соловьёв-Седой, Александр Чуркин
Вечерняя песня
«Вечернюю песню» исполняли многие выдающиеся музыканты: Марк Бернес, Сергей Захаров, Николай Копылов, Леонид Кострица, Лев Лещенко, Владимир Нечаев, Георг Отс, Владимир Попков, Эдуард Хиль, Борис Штоколов и многие другие. Но звучит она не только с эстрады и концертных площадок. С момента своего появления на свет произведение Василия Соловьёва-Седого и Александра Чуркина стало одним из самых любимых в народе. Любят эту песню жители Петербурга-Петрограда-Ленинграда, неофициальным гимном которого она считается, но не только. «Вечерняя песня» подойдёт и для другого города. Стоит только заменить её слова «Слушай, Ленинград» на, скажем, «Мой Зеленоград», «Древняя Москва», «Слушай, город Тверь» и т. д., как песня легко превращается в текст посвящения или гимн любому другому городу. Подходит она и для всяческих переделок торжественного характера, самая известная из которых — Гимн болельщиков «Зенита» (авторы текста — Алексей Темников и Андрей Солнцев).
Город над вольной Невой,
Где болеют за «Зенит» родной,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Мы твои верные друзья,
Будем вдохновлять тебя всегда.
Сектор 33 — в непогоду, в зной
Мы душою и сердцем с тобой.
Если тебе нелегко,
Будешь ты от дома далеко,
Мы с тобой, «Зенит», мы с тобой всегда,
Ты не будешь один никогда!
Если соперник — «Спартак»,
Ты не забывай своих атак.
«Гамбург» и «Рапид», всех он победит,
Наш родной ленинградский «Зенит»!
Я хочу, чтоб флаг голубой
Реял над всем миром и страной.
Кубок УЕФА наш «Зенит» возьмёт
И победную песню споёт!
1981