Музыка Н. Богословского, слова В. Агатова
Размер 4 / 4
Темная ночь,
только
пули сви-
стят по степи,
Только ветер гу-
дит в проводах,
тускло
звезды мер-
цают.
В темную ночь
ты, лю-
бимая,
знаю, не спишь,
И у детской кро-
ватки тайком
ты сле-
зу ути-
раешь.
Как я люблю глубину твоих
ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сей-
час
гу-
ба-
ми!
Темная ночь
разде-
ляет, лю-
бимая, нас,
И тревожная,
черная степь
проле-
гла между
нами.
Текущая тональность: ми минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою.
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,
Вот и сейчас надо мною она кружится...
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!
1942
Советский композитор Никита Владимирович Богословский (1913—2004)
Никита Владимирович Богословский родился 22 мая (9 мая по старому стилю) 1913 года в Петербурге. В 1920—1929 годах учился в совтрудшколе Ленинграда, где в течение двух лет (1927—1928) посещал воскресные занятия по композиции, которые проводил А. Глазунов. В 1934-м Богословский окончил Ленинградскую консерваторию и стал сочинять музыку для театральных спектаклей, а с 1937-го года — для кинематографа. Первый успех пришёл к композитору в 1937-м году с «Песенкой Дженни» на стихи В. Лебедева-Кумача из кинофильма «Остров сокровищ». За ней последовали многие другие популярные песни: «Любимый город» из кинофильма «Истребители» (на стихи Е. Долматовского, 1939); «Спят курганы тёмные» из кинофильма «Большая жизнь» (на стихи Б. Ласкина, 1940); «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» из кинофильма «Два бойца» (на стихи В. Агатова, 1942); «Лизавета» из кинофильма «Александр Пархоменко» (на стихи Е. Долматовского, 1942); «Три года ты мне снилась» из кинофильма «Большая жизнь» (на стихи А. Фатьянова, 1946); Романс Рощина из кинофильма «Разные судьбы» (на стихи Н. Доризо, 1956) и другие. Перу Богословского также принадлежат произведения крупных жанров: музыкальные комедии «Раскинулось море широко» (1943), «Весна в Москве» (1972), «Одиннадцать неизвестных» (1972); симфоническая повесть «Василий Тёркин» (1950); опера «Соль» (по Исааку Бабелю, 1981); музыкально-лирические драмы «Балаганчик» и «Незнакомка» (по Александру Блоку, 1982); симфонии, квартеты, произведения для скрипки и оркестра народных инструментов, музыка к театральным постановкам. Богословский известен также как литератор и общественный деятель. С 1976-го по 1980-й год он являлся членом Правления Союза композиторов СССР, с 1981-го по 1985-й — членом Правления Союза кинематографистов СССР, а также Почётным президентом Ассоциации друзей Франции (1974). Композитор имеет звание Народного артиста СССР (1983) и многочисленные правительственные награды. Никита Владимирович Богословский умер 4 апреля 2004 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Владимир Гариевич Агатов (1901—1966)
Владимир Гариевич Агатов (настоящее имя — Вэлвл Исидорович Гуревич) родился в 1901-м году в Киеве. Сменив множество профессий в молодости, будущий поэт остановил свой выбор на профессии журналиста-фельетониста и уже в 18 лет добился первого успеха: его литературные заметки публикуются в сборнике «Стихи и проза о русской революции». С 1919-го года Агатов начинает работать в киевских газетах «Пролетарская правда» и «Киевский пролетарий», а впоследствии, переехав в Москву, — в газете «Гудок», «Правда», «Рабочая Москва» и в журнале «Огонёк». В 1923-м году поэт опубликовал свой первый сборник под названием «Зеркала», написанный под влиянием поэтов Серебряного века. Другое прижизненное издание — небольшая стихотворная книжка «Гога» (1940) — носило явно юмористический характер. В довоенные годы Агатов много работает в области драматургии малых форм на эстраде, а также как поэт-песенник. Становятся известными его песни и мелодекламации на музыку Ю. Хайта — «Чайный домик», «Три менуэта», «Шахматы»; песня «Ленину» на музыку С. Покрасса; а также знаменитая одесская блатная песня «Ох, уж повезло косому Ваньке» («Алёха жарил на баяне, гремел посудою шалман…»). Однако настоящая слава пришла с песнями «Тёмная ночь» и «Шаланды» на музыку Н. Богословского, которые исполнил М. Бернес в кинофильме «Два бойца» (1942). Среди других известных произведений Агатова стоит назвать песни «Наша любовь» на музыку Н. Богословского, «Друзья» и «Воспоминание» на музыку М. Блантера, а также «Домой» на музыку А. Лепина. Владимир Гариевич Агатов умер в 1966 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Главный герой кинофильма «Два бойца» — Аркадий Дзюбин (Марк Беренес) поёт песню «Тёмная ночь»
Вы, конечно, помните эти кинокадры... Короткая минута фронтового затишья. Низкая землянка. Бойцы пишут письма своим близким. Монотонно капает дождь в подвешенную к потолку жестянку, и из шума падающих капель постепенно возникает мелодия печальной песни:
Темная ночь,
только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
тускло звезды мерцают.
Лишь один Аркадий Дзюбин не пишет письма: нет у него родных, нет, кроме Саши Свинцова, близких друзей, а Саша — рядом. И то, о чем ему пока некому написать, он поет в своей песне — тихо, грустно и нежно:
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Он поет для себя и в то же время для фронтовых своих товарищей — мы видим, как светлеют их лица, мы чувствуем, как от этой песни люди в холодной и тревожной ночи становятся друг другу еще ближе...
Да, хорошо пел Марк Бернес, и песня его вовсе не была в картине вставным номером. Нет, песня про темную ночь отнюдь не дивертисмент, она здесь очень необходима — чтобы лучше понять, кто же он такой, этот развеселый одессит Аркадий Дзюбин. Много говорит, острит, шутит? Да. Но у этого человека, выражаясь словами поэта, «в горле горе комом — не смешок», его веселость — особого, сложного свойства. Он как бы добровольно взял на себя обязанность бдительно следить за настроением товарищей. Поэтому есть у Аркадия озорная песенка про «шаланды, полные кефали», которые приводил в Одессу некий неунывающий и всеми обожаемый Костя-рыбак. Только представьте: вокруг — кольцо войны, рядом — холодный, суровый Ленинград, а в песне — весна, цветут каштаны и синеет море... Но за этой чисто внешней веселостью Аркадия скрывается большое внутреннее напряжение, и поэтому у него есть и другая песня — «Темная ночь»...
Работая над ролью, Бернес в госпитале познакомился с моряком-черноморцем, раненным в боях за Одессу. От него артист и перенял манеру своеобразного говора с сильно смягченными шипящими, со слегка певучими интонациями. Однако это не самое главное, что уловил Бернес, беседуя с моряком. Главное — он понял, ощутил самую суть своего героя: важно не то, что его Аркадий — одессит, важно то, что он — советский гражданин и за город Ленина воюет так же самоотверженно, как за свою милую Одессу, где тоже «горе и кровь», что сердцем он — со всей своей страной, родной и единственной...
Картина «Два бойца» снималась в сорок втором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов.
Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.
С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь...» И над детскими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затемненных городах эта песня очень помогала ждать.
А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят...»
Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку — то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую — брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами...
Источник: Л. Сидоровский. «Верю в тебя…» // И только потому мы победили. Л., 1985
Режиссёр: Леонид Луков
В ролях: М. Бернес, Б. Андреев, В. Шершнёва и другие
Никита Богословский, Владимир Агатов
Песня «Темная ночь»
1942 г.