Музыка К. Листова, слова М. Рудермана
Размер 4 / 4
Ты ле-
ти с до-
роги,
птица,
Зверь, с до-
роги
ухо-
ди!
Видишь, облако клу-
бится,
Кони
мчатся впере-
ди!
Эх, тачанка-
ро-
стов-
чанка,
Наша гордость и кра-
са
Конармейска-
я
та-
чанка,
Все че-
тыре коле-
са!
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи!
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди!
И с налёта, с поворота,
По цепи врагов густой
Застрочил из пулемёта
Пулемётчик молодой.
ПРИПЕВ:
Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!
Эх, за Волгой и за Доном
Мчался степью золотой
Загорелый, запылённый
Пулемётчик молодой.
И неслась неудержимо
С гривой рыжего коня
Грива ветра, грива дыма,
Грива бури и огня.
ПРИПЕВ:
Эх, тачанка-киевлянка,
Наша гордость и краса,
Комсомольская тачанка,
Все четыре колеса!
По земле грохочут танки,
Самолёты петли вьют.
О будёновской тачанке
В небе лётчики поют.
И врагу поныне снится
Дождь свинцовый и густой,
Боевая колесница,
Пулемётчик молодой.
ПРИПЕВ:
Эх, тачанка-полтовчанка,
Наша гордость и краса,
Пулемётная тачанка,
Все четыре колеса!
1936
Советский композитор Константин Яковлевич Листов (1900—1983)
Константин Яковлевич Листов родился 2 октября (19 сентября по старому стилю) 1900 года в Одессе в семье артистов цирка. В цирке будущий композитор приобрёл свои первые музыкальные навыки, выучившись играть на мандолине и выступая на цирковой арене. В 1917-м году Листов окончил в Царицыно музыкальное училище по классу фортепиано у А. Раниец, а в 1922-м — Саратовскую консерваторию по классам композиции у Л. Рудольфа и фортепиано у И. Розенберга. С 1919-го по 1923-й год композитор работал пианистом, а позже — дирижёром Саратовского театра миниатюр. В 1923-м году Листов переезжает в Москву и начинает работать в театре при Всероссийском Пролеткульте. С 1934-го по 1938-й год композитор занимает должность дирижёра Театра обозрений, а с 1938-го по 1940-й — Театра классической буффонады под руководством В. Бебутова. В годы войны (1941—1945) Константин Яковлевич работал музыкальным консультантом Политуправления Военно-морского флота. Перу Константина Листова принадлежат две оперы, одиннадцать оперетт, музыка к спектаклям, оркестровые и инструментальные произведения, однако основная сфера его творчества — песня. Среди наиболее популярных песен композитора можно назвать «Песню о тачанке» (слова М. Рудермана, 1937), «В парке Чаир» (слова П. Арского, 1939), «Если любишь — найди» (слова Л. Ошанина, 1940), «В землянке» (слова А. Суркова, 1942), «Севастопольский вальс» (слова Г. Рублёва, 1955). Во время войны Листов был награждён орденом Красной Звезды и медалями, а в 1973-м году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Константин Яковлевич Листов умер 6 сентября 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Советский поэт Михаил Исаакович Рудерман (1905—1984)
Михаил Исаакович Рудерман родился 5 мая 1905 года в Полтаве в семье ремесленника. В 1925-м году окончил Харьковский институт народного образования. С этого же года начал печататься в московских газетах и журналах — «Комсомольской правде», «Правде», «Красной нови», «Новом мире». В середине 1920-х поэт переехал в Москву, и с 1928-го года начал работать в детской литературе, опубликовав детские стихотворные сборники «Субботник», «Эстафета», «На крейсере», «Северный май». Для взрослых им написана книга стихотворений «Звездный пробег», а также книга прозы «Штрафная жизнь». Наибольшую известность Михаил Рудерман получил как поэт-песенник. Среди его соавторов можно назвать композиторов К. Листова (песни «Белые ночи», «Богатырка», «Махорочка», «Зацветали липы»), Б. Терентьева (песни «Молодая рота», «Старшина», «Я море люблю»), И. Дунаевского (песня «На разъезде»), Н. Будашкина (песня «Хорошее утро»), Л. Бакалова (песня «Шёл старик из-за Дуная»). Однако самой популярной песней Михаила Рудермана была и остаётся «Тачанка» на музыку Константина Листова. Михаил Исаакович Рудерман умер 30 мая 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Тачанка времён Гражданской войны с надписью «Смерть чорному бандиту — барону Врангелю!»
В 3-м издании Большой Советской Энциклопедии (1969—1978) в статье «Тачанка» написано следующее:
«Рессорная повозка с открытым лёгким кузовом для парной упряжки; применялась во время Гражданской войны 1918—20 в кавалерии в качестве подвижной боевой площадки под станковый пулемёт. На тачанке помещались пулемётный расчёт из 2 человек (наводчик с помощником) и ездовой, являвшийся одновременно запасным наводчиком. Использовались также тачанки с усиленной упряжкой (тройка или четвёрка лошадей). Пулемётные тачанки были эффективным боевым средством в условиях манёвренных действий в Гражданской войне»
Действительно, благодаря чрезвычайной маневренности и популярности не только в Красной Армии, но и в армии Нестора Махно, тачанка стала одним из символов Гражданской войны, что нашло отражение в творчестве одного из первых советских художников-баталистов Митрофана Борисовича Грекова (1882—1934), а также в песне Константина Яковлевича Листова (1900—1983) на стихи Михаила Исааковича Рудермана (1905—1984), которая была впервые исполнена 18 декабря 1937 года в Большом зале Московской консерватории Краснознамённым ансамблем А. В. Александрова.
В дальнейшем песня пользовалась неизменной популярностью. Её исполнял не только ансамбль имени Александрова (см. ниже аудиозапись), но и Леонид Утёсов, Борис Рубашкин, Иосиф Кобзон, Ренат Ибрагимов, ВИА «Поющие гитары» (см. ниже видеозапись) и многие другие.
Среди современных исполнителей песни следует назвать «митьков» и Сергея Чигракова.
М. Б. Греков. «Тачанка». 1925 год. Третьяковская галерея
Костя Листов узнал войну в семнадцать лет. Это была гражданская война. Он только что закончил музыкальное училище в Царицыне, но пришлось воевать. Не раздумывая, Костя вступил добровольцем в красный кавалерийский полк. Комиссаром в этом полку был его отец — царицынский рабочий-большевик.
Многое перевидел в эти огневые годы молодой кавалерист. Терял друзей, едва успев подружиться, знал радость побед и горечь поражений. Но сильнее всего запомнился ему из тех времен один трагический эпизод.
Было временное затишье. Кавалеристы разместились в одной деревушке. Костя остановился в крайней избе. Под вечер вышел на улицу. Солнце еще не село, освещая окрестности ровным спокойным светом. Было тихо, только вдали погромыхивал бой.
И вдруг по полю, прямо к деревне мчится неизвестно откуда взявшаяся тачанка. Ездовой, серый от пыли, с грохотом подогнал ее к самой избе. На тачанке, изрешеченный пулями и залитый кровью, лежал молодой боец. Кудрявая голова свесилась набок, пальцы до белизны впились в гашетки пулемета. Боец был мертв. С великим трудом оторвали его от «максима». На лице пулеметчика застыло выражение удали, боли и злости. Убив его, враги не сумели убить в нем ненависти.
Костя был поражен геройской, необычной смертью пулеметчика. Словно оборвалась на полуслове прекрасная песня о доблести и мужестве.
...Бои шли по всей стране, перекатывались через тысячи городов и сел. Не обошли они и Харьков. В девятнадцатом выбила Красная Армия белогвардейскую нечисть из города. По улицам победным маршем прошли части, проехала артиллерия и лихие тачанки.
Стала налаживаться в городе новая жизнь. Но время было тревожное. Надо было обучать молодых бойцов военному делу, готовить красных командиров. Родился тогда в Харькове журнал «Красный курсант», и одним из сотрудников журнала стал пятнадцатилетний паренек Миша Рудерман. Днем готовил статьи в очередной номер, а вечером, надев солдатскую шинель и взяв винтовку, уходил на дежурство.
Миша был начинающим поэтом, и первое опубликованное его стихотворение красовалось в «Красном курсанте». Много гневных строк родилось в голове молодого солдата. Война разорила его родную Полтавщину. Она отняла у него старшего брата — красноармейца.
С тех пор прошло много лет. Приближалась двадцатая годовщина Советской власти. Страна готовилась достойно отметить праздник.
Нельзя было обойтись без песни, без тех заветных слов, в которых раскрывается все пережитое страной и народом. И тогда был объявлен всесоюзный конкурс на лучшую песню.
Михаил Рудерман решил в то лето съездить в родные места, на Полтавщину. Очутившись в тихой деревне, он много писал, подумывал об участии в конкурсе.
Однажды, выйдя в поле и окинув взглядом бескрайнюю голубую даль, он вдруг увидел... свою песню. Она мчалась на него, дикая и вихревая. Образ был найден.
Скоро в «Правде» вместе с другими стихами, которые тоже должны были стать песнями, появилось новое стихотворение Рудермана «Тачанка».
Теперь слово было за композиторами. Они не заставили себя ждать. Текст Рудермана оказался чуть ли не самым популярным. Не было, пожалуй, композитора, который не написал бы к нему музыку.
И вот подведены итоги, розданы премии. Но среди отмеченных нет песни на стихи Рудермана. Может быть, плох текст? Нет, просто никому не удалось раскрыть душу стихотворения в песне. Это мог сделать лишь человек, который очень глубоко почувствовал, что стоит за словами этого стихотворения.
Композитор Константин Листов не участвовал в конкурсе. Но однажды он случайно развернул тот самый номер «Правды», в котором была напечатана «Тачанка». Листов прочитал стихи, и сразу ожили воспоминания...
У входа в Большой зал Московской консерватории, откуда транслировался концерт Ансамбля песни и пляски Красной Армии под управлением А. В. Александрова, кипел людской прибой. Желающих попасть на концерт было больше, чем мест в зале. И среди безбилетников был автор музыки «Тачанки» Константин Листов. Как он ругал себя, что постеснялся взять контрамарку на концерт! Понадеялся, что пропустят, ведь как-никак автор. Но билетерша только подозрительно посмотрела на него: кто, мол, тебя знает, что ты автор, и решительно загородила дорогу. Махнув рукой, помчался Константин Листов к своему товарищу, который, к счастью, жил неподалеку от консерватории. Успеет или нет? И только благодаря необычайному успеху песни — Ансамблю пришлось исполнять ее три раза подряд — Листов услышал, правда, по радио, первое исполнение «Тачанки».
А там, в зале, сидел другой счастливый автор песни — Рудерман.
Да, они встретились — Михаил Рудерман и Константин Листов. И хоть один из них был уже сложившимся поэтом, а другой — профессиональным музыкантом, они остались в душе юными бойцами Красной Армии. И секрет успеха песни оказался в том, что символический образ «загорелого, запыленного» молодого пулеметчика, созданный поэтом, вдруг ожил: музыка слилась со словами, и душа песни открылась слушателям. Все увидели героя. Это был тот самый, изрешеченный пулями, парень на тачанке. Дело, за которое он отдал жизнь, победило. Его пулемет не зря строчил по врагу. Красноармеец не был забыт, и ничто из тех пламенных лет не было забыто, потому что все это не умирало в сердцах бывших бойцов, в памяти народной.
Источник: Г. Пожидаев. «Тачанка». В книге: Рассказы о музыке. М., 1972
Состав исполнителей слева направо: Владимир Калинин, Олег Мошкович, Сергей Лавровский, Валерий Ступаченко, Александр, Фёдоров
Партию трубы исполняет Эдгар Бернштейн
1969 г.
Константин Листов, Михаил Рудерман
Песня «Тачанка»
Дирижёр: Борис Александров
1950 г.
Константин Листов, Михаил Рудерман
Песня «Тачанка»