Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова
Размер 4 / 4
Ко-
лёса диктуют вагонные, Где срочно увидеться
нам.
Мои номера телефонные Разбросаны по горо-
дам.
За-
ботится
сердце,
сердце вол-
нуе-
тся,
Почтовый па-
ку-
ется
груз…
Мой
адрес не дом и не
улица, Мой
адрес — Советский Со-
юз!
Мой
адрес не дом и не
улица, Мой
адрес — Советский Со-
юз!
Текущая тональность: ми минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Колёса диктуют вагонные,
Где срочно увидеться нам.
Мои номера телефонные
Разбросаны по городам.
ПРИПЕВ:
Заботится сердце, сердце волнуется,
Почтовый пакуется груз…
Мой адрес не дом и не улица,
Мой адрес — Советский Союз!
Мой адрес не дом и не улица,
Мой адрес — Советский Союз!
Вы, точки-тире телеграфные,
Ищите на стройках меня.
Сегодня не личное главное,
А сводки рабочего дня.
ПРИПЕВ
Я там, где ребята толковые,
Я там, где плакаты: «Вперёд!»,
Где песни рабочие новые
Страна трудовая поёт.
ПРИПЕВ
1972
Советский композитор Давид Фёдорович Тухманов (р. 1940)
Давид Фёдорович Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве в семье инженера и профессиональной пианистки. Заниматься музыкой начал в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в Музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано. В 1958 году поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, который окончил в 1963 году. С 1963 по 1964 гг. работал концертмейстером ВТМЭИ, в 1966-м — пианистом Эстрадного оркестра под управлением Э. Рознера. В 1967-м руководил эстрадной бригадой Донецкой филармонии. С 1968 по 1971 гг. работал концертмейстером Москонцерта. В 1973 г. был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», а спустя два года появляется диск «По волне моей памяти» написанный на стихи классических поэтов. В 1977 г. Д. Тухманову была присуждена Премия Ленинского Комсомола за Песню «День Победы» и цикл «Военные песни» на слова Вл. Харитонова. 1983 г. композитору было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Давид Тухманов является автором около 300 песен, среди которых «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна», «Притяжение Земли», «Соловьиная роща», «Родина моя», «Эти глаза напротив», «Мой адрес — Советский Союз», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Напрасные слова» и др. В 2000 г. Д. Тухманову было присвоено звание Народного Артиста России. В настоящее время композитор живёт и работает в Москве.
Советский поэт Владимир Гаврилович Харитонов (1920—1981)
Владимир Гаврилович Харитонов родился 24 июня 1920 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны воевал в пехоте, конном взводе и водолазных частях, был ранен. На фронте Харитонов написал своё первое стихотворение «За Волгу», которое было напечатано в «Вечерней Москве». После окончания войны с 1946 по 1948 учился в Московском Государственном институте международных отношений, а в 1958—1960 — в Литературном институте им. М. Горького. На стихи Харитонова были написаны многие известные и популярные в Советском Союзе песни. Постоянным соавтором Владимира Харитонова стал композитор Давид Тухманов, вместе с которым были написаны песни «Мой адрес – Советский Союз» (1971), «Как прекрасен этот мир» (1972), «День Победы» (1975). Среди других соавторов поэта отметим Анатолия Новикова (песни «Вернись», 1949; «Фестивальная», 1951; «Марш коммунистических бригад», 1958) и Вано Мурадели (песни «Россия — родина моя»,1950; «Песня борцов за мир», 1950). Владимир Харитонов является лауреатом десяти международных премий, а в 1973 году стал единственным поэтом-песенником, удостоенным звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Всего В. Харитоновым было написано несколько тысяч стихов и песен, которые вышли в двадцати сборниках. Владимир Гаврилович Харитонов скончался 14 августа 1981 года.
Советский плакат 1970-х годов на тему Байкало-Амурской магистрали — одной из самых грандиозных советских строек
В Советском Союзе эту песню называли песней алиментщика, в наше время называют песней бомжа. Так, весьма оригинально, воспринял народ лейтмотив песни Давида Тухманова. Не менее оригинальной была и история её создания, о которой рассказал художественный руководитель ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов в своей недавно опубликованной книге «Мой адрес — не дом и не улица…»
Любой из нас может назвать десятки песен, связанных с историей страны, народа, его подвигами. Это песни сердца, и они не создаются по заказу.
Меня часто спрашивают: «Песня «Мой адрес — Советский Союз» была написана на заказ?». История создания этой песни, ставшей нашей визитной карточкой, такова. На одном музыкальном собрании поэт Владимир Харитонов высказал пожелание, чтобы на его новые стихи была написана музыка. Когда он прочёл свое стихотворение, композитор Давид Тухманов тут же сказал, что напишет музыку, и что эта песня будет предназначена для ансамбля «Самоцветы». Она нам очень понравилась. «Мой адрес — не дом и не улица...» написана от души талантливыми авторами (кстати, создателями такой замечательной песни, как «Лень Победы»), и мы очень гордились, что стали её первыми исполнителями. Эта песня надолго вошла в репертуар «Самоцветов», пели её мы всегда тоже от души. Свято верили в то, о чем пели. Уверен: если бы исполняли её формально, то она исчезла бы из нашего репертуара и из людской памяти.
Как-то нас попросили (было это в другие времена) сделать песню «Мой адрес — Советский Союз» более маршевой, точнее, более «кондовой». У нас уже были случаи, когда к какому-нибудь празднику — Дню города, Дню защитника Отечества — надо было несколько изменить форму исполнения песни, например, убрать плавность, лиричность, усилить ритм... Я помню, мы «перерабатывали» исполнение песни, посвящённой Дню строителя. Поступило указание от «хозяина» тогдашнего телевидения Сергея Георгиевича Лапина сделать её более формальной. Сделали. Тот вариант песни сегодня никто не помнит. А «Мой адрес — Советский Союз» до сих пор значится в числе самых любимых песен. Именно она, эта песня, объединяет жителей некогда единой страны.
Так рассказывает Юрий Маликов об истории создания песни «Мой адрес — Советский Союз» в 1-й главе своей книги. В 8-й главе приводится не менее интересная версия её появления на свет.
И ещё одна история, которую я хочу рассказать. Она не смешная, но интересная. Однажды Давид Тухманов поспорил с одним солидным человеком, который в те времена возглавлял отдел культуры ЦК комсомола, что он с талантливыми исполнителями и хорошей аранжировкой из любой песни может сделать шлягер. Я до сих пор радуюсь, что замечательному композитору пришла в голову эта идея. Он тогда выиграл ящик коньяка, а мы на долгие годы получили в репертуар замечательную песню. Речь идет о песне «Мой адрес — Советский Союз», музыку которой сочинил Д. Тухманов, а слова — В. Харитонов.
Хороший композитор, хороший поэт — так в чем история? Да в том, что Тухманов с этой песней принял участие в модном тогда анонимном конкурсе на лучшую песню. Он послал свое творение под псевдонимом на радиостанцию «Юность», а там сразу жюри его «зарубило». Кстати, аналогичная история произошла и с «Подмосковными вечерами», но это я вспомнил к слову.
Нам песня Д. Тухманова очень понравилась, и мы на её патриотические слова сделали очень стильную по тем временам аранжировку. Для записи стука колес в начале и конце песни мы использовали фонограмму. Тогда компьютеров-синтезаторов не было, и мы для того, чтобы на концерте запустить фонограмму, возили с собой огромный магнитофон. Под фонограмму мы никогда не выступали, и это, пожалуй, был единственный случай, когда она на нас работала.
Художественный руководитель: Юрий Маликов
Состав исполнителей: Ю. Петерсон. В. Селезнев, А. Могилевский, И. Шачнева, Ю. Генбачев, Ю. Маликов, Г. Жарков, В. Дьяконов, С. Березин
1973 г.
Давид Тухманов, Владимир Харитонов
«Мой адрес — Советский Союз»