Музыка Д. Тухманова, слова А. Поперечного
Размер 4 / 4
Там, где месяц сказку сторожит,
Где в зелёных дебрях ветер
роп-
щет,
Роща соловьиная сто-
ит,
Белая берёзовая
ро-
ща.
Там на тонких розовых ветвях,
В зарослях черёмухи ду-
ши-
стой
Соловей рос-
сийский, славный
птах,
Открывает песнь свою со свистом.
Из полей у-
носится печаль,
Из души у-
ходит прочь тревога,
Впереди у
жизни только даль,
Полная на-
дежд людских до-
рога.
Текущая тональность: ре минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Там, где месяц сказку сторожит,
Где в зелёных дебрях ветер ропщет,
Роща соловьиная стоит,
Белая берёзовая роща.
Там на тонких розовых ветвях,
В зарослях черёмухи душистой
Соловей российский, славный птах,
Открывает песнь свою со свистом.
ПРИПЕВ:
Из полей уносится печаль,
Из души уходит прочь тревога,
Впереди у жизни только даль,
Полная надежд людских дорога.
И земля становится родней,
И сердцам понять друг друга проще,
Ты мне душу тронул, соловей,
Маленький волшебник белой рощи.
И совсем не ведая о том,
Ты напел заветное мне что-то;
Эту песнь да записать пером,
Что от журавлиного полёта.
ПРИПЕВ
Там на тонких розовых ветвях,
В зарослях черёмухи душистой
Соловей российский, славный птах,
Открывает песнь свою со свистом.
С этой песней так тревожно мне,
С этой песней так возможно счастье, —
Много было песен на земле,
Только соловьиной не кончаться.
ПРИПЕВ
1975
Советский композитор Давид Фёдорович Тухманов (р. 1940)
Давид Фёдорович Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве в семье инженера и профессиональной пианистки. Заниматься музыкой начал в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в Музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано. В 1958 году поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, который окончил в 1963 году. С 1963 по 1964 гг. работал концертмейстером ВТМЭИ, в 1966-м — пианистом Эстрадного оркестра под управлением Э. Рознера. В 1967-м руководил эстрадной бригадой Донецкой филармонии. С 1968 по 1971 гг. работал концертмейстером Москонцерта. В 1973 г. был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», а спустя два года появляется диск «По волне моей памяти» написанный на стихи классических поэтов. В 1977 г. Д. Тухманову была присуждена Премия Ленинского Комсомола за Песню «День Победы» и цикл «Военные песни» на слова Вл. Харитонова. 1983 г. композитору было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Давид Тухманов является автором около 300 песен, среди которых «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна», «Притяжение Земли», «Соловьиная роща», «Родина моя», «Эти глаза напротив», «Мой адрес — Советский Союз», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Напрасные слова» и др. В 2000 г. Д. Тухманову было присвоено звание Народного Артиста России. В настоящее время композитор живёт и работает в Москве.
Советский поэт Анатолий Григорьевич Поперечный (1934—2014)
Анатолий Григорьевич Поперечный родился 22 ноября 1934 года на Украине в селе Новая Одесса Николаевской области в семье агронома. В 1938-м году семья Поперечных переехала в Николаев, где после войны Анатолий окончил десятилетку и пошёл работать на Черноморский судостроительный завод подсобным рабочим, а затем — сотрудником редакции заводской многотиражной газеты «Трибуна стахановца». В это время поэт учился на заочном отделении филфака Николаевского пединститута, а впоследствии перевёлся в Ленинградский педагогический институт имени Герцена, который окончил в 1954-м году. Работая в заводской газете, Поперечный писал очерки о рабочих завода, а также стихи, которые начали появляться в местной газете «Южная правда» и даже в центральных газетах. В 1957-м году поэт послал рукопись своих стихов в издательство «Советский писатель» и получил положительные рецензии. В 1960-м году Поперечного приняли в Союз писателей СССР, а вскоре пригласили заведовать отделом поэзии в московский журнал «Октябрь». Анатолий Поперечный является автором 22 поэтических сборников, однако широкой публике больше известен как поэт-песенник. Среди наиболее популярных песен на его стихи можно назвать песни «Соловьиная роща» (музыка Д. Тухманова), «Аист на крыше» (музыка Д. Тухманова), «Малиновый звон» (музыка А. Морозова), «Олеся» (музыка О. Иванова), «Малиновка» (музыка Э. Ханка), «Трава у дома» (музыка В. Мигули) и многие другие. Анатолий Григорьевич Поперечный умер 18 мая 2014 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Запись с сольного концерта «Песне навстречу»
1983 г.
Давид Тухманов, Анатолий Поперечный
Песня «Соловьиная роща»
Песня «Соловьиная роща» стала известной в исполнении Льва Лещенко. Существует пародия на данную песню, которая была исполнена 22 декабря 1977 года Аркадием Северным при участии ансамбля «Братья Жемчужные». Автор пародии неизвестен.
В пародии речь идёт о лечении алкоголизма в психиатрической клинике.
Жёлтый дом с решётками на Пряжке — старейшая психиатрическая больница города Санкт-Петербурга (набережная р. Мойки, д. 126). Полное название: Государственное учреждение здравоохранения «Психиатрическая больница св. Николая Чудотворца». В обиходе больницу называют «Пряжка».
Пряжка — река в Адмиралтейском районе Петербурга. Берёт своё начало из Мойки и впадает в Неву. У её истока и расположена больница.
Аминазин (аминазинчик) — психотропный лекарственный препарат.
На проспекте — шум и тарарам,
Там жёны мужей ловят за подтяжки
И бесцеремонно волокут
В жёлтый дом с ремонтками* на Пряжке.
Двери нам откроют не спеша,
Психопаты встретят дружным хором.
Жизнь на воле очень хороша,
Но на волю выйдем мы нескоро.
ПРИПЕВ:
И с полей уносится печаль,
Из души уходит прочь тревога,
Впереди у жизни только даль,
Полная надежд людских дорога.
Нам аминазинчики дают
Доктора, фальшиво улыбаясь.
Будет нам от этого капут,
Пьём его неистово ругаясь.
Почитаем старые стихи
С мордами прокисшими от скуки.
За какие смертные грехи
Мы обречены на эти муки?
ПРИПЕВ
Ох, однообразны сутки здесь,
Тянутся, как вши по мокрой кальке.
От уколов нам ни встать, ни сесть, (ни лечь)
На кальсонах расцветают маки.
Но, однако, скоро предстоит
Выписка из этого бедлама.
Забери нас на родную стремь**,
Старенькая добренькая мама!
ПРИПЕВ
Мы не будем больше водку пить,
Будем марафетом заниматься.
Будем только девушек любить,
Сельтерской водою забавляться.
Ох, однообразны сутки здесь,
Тянутся, как вши по мокрой кальке.
От уколов нам ни встать, ни сесть,
На кальсонах расцветают маки.
ПРИПЕВ
1977
* на фонограмме явно слышится «ремонтками», однако подобное слово нигде не встречается. Скорее всего — «решётками».
** слово существует в воровском жаргоне (фене) либо в значении «опасность», либо как императив глагола «стремить, стрёмить» (следить, стоять на шухере), а также в русском литературном языке в значении «стремнина, отвесный обрыв». Ни одно их них в данном случае полностью не подходит. Вероятнее всего, здесь ошибка исполнителя. Какое слово должно было быть пропето вместо «стремь», не представляется возможным установить.