Музыка В. Соловьёва-Седого, слова А. Фатьянова
Размер 4 / 4 и 2 / 4
Соло-
вьи,
соло-
вьи, не тре-
вожь-
те
сол-
дат,
Пусть
сол-
даты не
много по-
спят,
Не-
мно-
го
пусть
по-
спят.
При
шла и
к нам на фронт
ве-
сна,
Сол-
да-
там
стало не
до
сна.
Не
пото-
му, что пушки
бьют,
А по-
то-
му, что вновь по-
ют,
Забыв, что
здесь идут
бо-
и,
Поют шаль-
ные соловь-
и.
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна.
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Но что война для соловья,
У соловья ведь жизнь своя...
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
А завтра снова будет бой —
Уж так назначено судьбой,
Что нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.
1944
Советский композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907—1979)
Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия — Соловьёв) родился 25 апреля (12 апреля по старому стилю) 1907 года в Санкт-Петербурге в семье дворника. В детстве самостоятельно научился играть на балалайке, гитаре и пианино. Профессиональную музыкальную деятельность Соловьёв-Седой начал в 1925-м году в качестве пианиста-импровизатора на ленинградском радио, в студии художественной гимнастики и в самодеятельных коллективах. В 1929-м году поступил в Ленинградский музыкальный техникум, а в 1931-м — в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1936-м по классу композиции профессора Рязанова. В годы Великой Отечественной войны Соловьёв-Седой стал художественным руководителем организованного им же фронтового эстрадного театра «Ястребок». В послевоенные годы композитор занимал ряд ответственных должностей: председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР (1948—64), секретаря Союза композиторов СССР (1957—74) и РСФСР (с 1960-го). Соловьёв-Седой является автором 3 балетов, музыкальных комедий, музыки к 24 драматическим спектаклям, 8 радиоспектаклям и 44 кинофильмам. Однако наибольшую популярность композитору принесли массовые песни. Среди них можно назвать «Играй, мой баян» (1941) на слова Л. Давидович; «Не тревожь ты себя, не тревожь» (1944) и «Услышь меня, хорошая» (1945) на слова М. Исаковского; «Если бы парни всей земли» (1957) на слова Е. Долматовского; «В путь» (1955) на слова М. Дудина; «Подмосковные вечера» (1956) и «Баллада о солдате» (1961) на слова М. Матусовского; «На солнечной поляночке» (1943), «Соловьи» (1944), «Давно мы дома не были» (1945), «Где же вы теперь, друзья-однополчане», (1947) на слова А. Фатьянова; «Матросские ночи» (1945) и «Пора в путь-дорогу» (1945) на слова С. Фогельсона; «Вечер на рейде» (1941) и «Вечерняя песня» (1957) на слова А. Чуркина. Соловьёв-Седой имеет звания Народного артиста СССР (1967) и Героя Социалистического Труда (1975). Василий Павлович Соловьёв-Седой умер 2 декабря 1979 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919—1959)
Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 года в г. Вязники Владимирской губернии. В 1929 году семья Фатьяновых переселилась в подмосковный посёлок Лосиноостровский. Алексей поступил в театральную студию А. Д. Дикого при театре ВЦСПС, а в 1937 году был принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, получил ранение, был представлен к правительственным наградам. Во время войны Фатьянов получил известность как поэт-песенник. Тогда были написаны песни на музыку одного из постоянных соавторов Фатьянова — В. Соловьёва-Седого: «На солнечной поляночке» (1942), «Ничего не говорила» (1943), «Соловьи» (1945), «Давно мы дома не были» (1945) и др. После войны поэт создаёт и другие популярные песни: «Три года ты мне снилась» (1946, музыка Н. Богословского), «В городском саду» (1947, музыка М. Блантера), «Мы люди большого полёта» (1948, музыка Б. Мокроусова), «Хвастать, милая, не стану» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На крылечке» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На Заречной улице» (1957, музыка Б. Мокроусова). Сотрудничал Фатьянов и с другими известными композиторами (А. Новиков, С. Кац, А. Лепин, Ю. Милютин, Б. Терентьев и др.). Алексей Фатьянов награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, 1995), орденом Красной Звезды (1944), медалью «За отвагу» (1945), медалью «За победу над Германией» (1945). Алексей Иванович Фатьянов умер 13 ноября 1959 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В. Соловьев-Седой проигрывает вновь сочиненную песню «Соловьи» С. Лемешеву и А. Фатьянову
Как часто за четыре с лишним года солдату не хватало сна... Если ж выпадала минута — спал и под грохот батарей, и под взрыв бомб, и в самую душевывертывающую болтанку, коли случалось бороздить море на катере, и просто положив под голову снарядный ящик или смерзшийся ком земли... Да, когда выкраивалось такое мгновение сна, тут уж пусть рядом хоть целый полк соловьев — ни за что до самой команды «подъем!» не разбудить было им солдата...
Однако наступила весна сорок пятого, и смертельно усталый наш солдат стал спать как-то по-иному, тревожно. Словно боялся пропустить миг победы. А еще, видно, очень тосковал о далеком доме, о любимой, о жизни, в которой уже не будет ни огня, ни крови...
Однажды, когда Василий Павлович Соловьев-Седой работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостиницы распахнулась и на пороге вырос Алексей Фатьянов. Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он написал с Соловьевым-Седым две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады,— «Ничего не говорила» и «Соловьи». Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их «соавтором», предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна.
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» Сколько уже раз — и до войны, и еще много-много раньше — люди в песнях обращались к соловью-соловушке, мечтая о любви, о счастье. И вот теперь, весной сорок пятого, это случилось снова.
Коротки, томительны сновидения весны этой — последней военной... И несмотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра снова будет бой», у каждого солдата весна ох как разбередила душу...
Рассказывают, что другой композитор, увидев у Фатьянова стихи о соловьях, тоже попытался сложить песню. Получился вальс, весьма непритязательный и милый, но признания он не получил. Вернее, он сразу же отступил перед песней, которую знаем мы. Потому что вместе с лиризмом, очень добрым и проникновенным, есть в этой песне эпичность. Эпичность удивительнейшей силы.
Да, редко доводилось солдату выспаться за те без малого полторы тысячи дней. Очень редко. Он добыл для Родины Победу и лишь тогда заснул спокойный, что выполнил свой долг.
Источник: Л. Сидоровский. «Пусть солдаты немного поспят…» // «И только потому мы победили…» М., 1985
Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова
Дирижёр: Борис Александров
Солист: Евгений Беляев
Запись с «Голубого огонька»
9 мая 1975 г.
Василий Соловьёв-Седой, Алексей Фатьянов
Песня «Соловьи»