Музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского
Аккорды для гитары. Облегчённый вариант
Данная песня представлена в двух вариантах гармонизации. В первом куплете использован более сложный вариант, во втором — более простой.
Размер 3 / 4
Да-
вно, дру-
зья ве-
сёлы-
е,
Про-
стились
мы со
школо-
ю,
Но
каждый
год мы
в свой при-
хо-
дим
класс.
В са-
ду бе-
рёзки
с клё-на-
ми
Встре-
чают
нас
по-
кло-
на-
ми,
И
школьный
вальс о-
пять зву-
чит для
нас.
Сю-
да мы
ребя-
тишка-
ми
С пе-
нала-
ми и
книжка-
ми
Вхо-
дили и садились по ря-
дам.
Здесь
де-
сять
классов
пройде-
но,
И
здесь мы слово —
Роди-
на
Впер-
вые
прочи-
тали
по скла-
дам.
Текущая тональность: ля минор
Под
звуки вальса
плавны-
е Я
вспомнил годы
славны-
е,
Зна-
комые и
милы-
е кра-
я, Те-
бя с седыми
прядка-
ми
Над
наши-
ми те-
традками, У-
чительница
перва-
я мо-
я.
Про-
мчались
зимы
с вёснами, Да-
вно мы
стали
взрослыми,
Но
помним наши школьные день-
ки. Ле-
тят путями
звёздными,
Плы-
вут морями
грозными Лю-
бимые тво-
и у-
чени-
ки.
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Давно, друзья весёлые,
Простились мы со школою,
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду берёзки с клёнами
Встречают нас поклонами,
И школьный вальс опять звучит для нас.
Сюда мы ребятишками
С пеналами и книжками
Входили и садились по рядам.
Здесь десять классов пройдено,
И здесь мы слово Родина
Впервые прочитали по складам.
Под звуки вальса плавные
Я вспомнил годы славные,
Знакомые и милые края,
Тебя с седыми прядками
Над нашими тетрадками,
Учительница первая моя.
Промчались зимы с вёснами,
Давно мы стали взрослыми,
Но помним наши школьные деньки.
Летят путями звёздными,
Плывут морями грозными
Любимые твои ученики.
Но где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья.
Ты — юность наша вечная,
Простая и сердечная,
Учительница первая моя!
1950
Советский композитор Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955)
Исаак Осипович Дунаевский (полное имя — Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский) родился 30 января (18 января по старому стилю) 1900 года в г. Лохвица Полтавской губернии в семье мелкого банковского служащего. В 1910-м семья переехала в Харьков, где Дунаевский окончил с золотой медалью гимназию (1918) и Харьковскую консерваторию по классу скрипки (1919). В Харькове композитор работал скрипачом в оркестре, концертмейстером, дирижёром в драматическом театре и дебютировал как композитор музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро» (1920). В 1924-м Дунаевский переехал в Москву, а в 1929-м — в Ленинград, где стал композитором и главным дирижёром Ленинградского Мюзик-Холла. В Ленинграде Дунаевский познакомился с Л. Утёсовым и кинорежиссёром Г. Александровым, вместе с которыми начал работать над фильмом «Весёлые ребята». Фильм с песней «Марш весёлых ребят» вышел в прокат в 1934-м году и имел оглушительный успех. Дунаевский получил всемирную известность. Затем последовали фильмы «Цирк» с «Песней о Родине» (1936), «Волга-Волга» с «Песней о Волге» (1938), «Светлый путь» с «Маршем энтузиастов» (1940) и др. Во время войны была написана песня «Моя Москва» (1942). Из послевоенных песен всенародное признание получили «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был» из кинофильма «Кубанские казаки» И. Пырьева (1949). Дунаевский имеет звание Народного артиста РСФСР (1950) и лауреата двух Сталинских премий (1941, 1951). Исаак Осипович Дунаевский умер 25 июля 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Михаил Львович Матусовский (1915—1990)
Михаил Львович Матусовский родился 10 (23) июля 1915 года в Луганске в семье служащего. В 1939-м окончил Литературный институт имени М. Горького. В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом фронтовых газет. Начал печататься в 1934-м. Первая книга стихов Матусовского — «Луганчане» появилась в 1939-м. Автор поэтических сборников «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), поэм «Не забывай» (1964), «Суть» (1979), а также мемуаров «Семейный альбом» (1978—79). Матусовский — известный поэт-песенник (песни «Школьный вальс», «Подмосковные вечера», песни к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся» и многим другим). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Поэт награждён 3 орденами, а также медалями. Умер в Москве 17 июля 1990 года.
Запись с авторского вечера поэта Михаила Матусовского
1976 г.
Исаак Дунаевский, Михаил Матусовский
Песня «Школьный вальс»