Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова
Размер 4 / 4
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между
нами горо-
да,
Взлётные огни аэро-
дро-
мов.
Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас хо-
лодные рас-
све-
ты,
Здесь на неизведан-
ном пути
Ждут замысловатые сю-
же-
е-
ты...
На-
дежда — мой
компас земной,
А у-
дача — награда за
смелость.
А
песни... до-
вольно о-
дной,
Чтоб
только о доме в ней
пе-
е-
лось.
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами города,
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты...
ПРИПЕВ:
Надежда мой компас земной,
А удача — награда за мелость.
А песни... довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
Ты поверь, что здесь, издалека,
Многое теряется из виду.
Тают грозовые облака.
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы...
ПРИПЕВ
И забыть по-прежнему нельзя
Всё, что мы когда-то не допели,
Милые усталые глаза,
Синие московские метели...
Снова между нами города,
Жизнь нас разлучает, как и прежде,
В небе незнакомая звезда
Светит, словно памятник надежде.
ПРИПЕВ
1971
Из репертуара Анны Герман
Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом (ныне Волгоград). Свои первые мелодии написала в три с половиной года, а в возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют». В 1936-м поступила в городскую музыкальную школу. С 1942 по 1943 находилась в эвакуации в Караганде, где продолжила учёбу в местной музыкальной школе. В 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу г. Москвы. 1953-м с отличием окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, а в 1956-м — аспирантуру. Пахмутова завоевала особую известность как автор песен. К значительным творческим достижениям Пахмутовой принадлежат песенные циклы «Таёжные звёзды» (1962—63), а также «Созвездие Гагарина» (1970—71). Всенародную популярность завоевали «Песня о тревожной молодости» (1958), «Геологи» (1959), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (1963), «Нежность» (1966), «Трус не играет в хоккей» (1968), «Хорошие девчата» (1962), «Старый клён» (1962), «Орлята учатся летать» (1965), «Герои спорта» (1972), «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Белоруссия» (1975). Из произведений других жанров выделяется концерт для оркестра (1972) и созданный на его основе балет «Озарённость», а также музыка для детей (кантаты, песни, хоры, инструментальные пьесы). Александра Пахмутова — обладатель множества советских и российских наград. В настоящее время проживает в Москве с мужем Н. Добронравовым.
Советский поэт Николай Николаевич Добронравов (р. 1928)
Николай Николаевич Добронравов родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. В начале войны был эвакуирован в Горький. С 1942 года жил в Подмосковье — селе Малаховка Люберецкого района, где окончил школу с золотой медалью. В 1950-м окончил Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе, а в 1952-м — Московский городской Учительский институт. В 50-х и в начале 60-х годов работал актёром в Московском театре юного зрителя. К этому времени относится знакомство Добронравова с молодым композитором А. Пахмутовой. В содружестве с Пахмутовой, которая вскоре стала его женой, а также Сергеем Гребенниковым был создан цикл «Таёжные звезды» (1962—1963, песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе» и др). Впоследствии появились и другие произведения Пахмутовой на слова Добронравова: цикл «Созвездие Гагарина» (1968), песни «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Как молоды мы были» (1976), «Я не могу иначе» (1982), «Русский вальс» (1992), «Вольному воля» (1996) и др. Добронравов сотрудничал также и с другими композиторами — М. Таривердиевым (песня «Маленький принц»), Л. Афанасьевым (к/ф «Синий лед»), А. Бабаджаняном, А. Островским и др. Николай Добронравов является лауреатом премии Ленинского комсомола (1978) и Государственной премии СССР (1982). В настоящее время проживает в Москве.
Выступление Анны Герман
«Надежда» появилась на рубеже 1960—70-х. Сейчас трудно с точностью назвать источник вдохновения её авторов, но в Советском Союзе того времени все единодушно решили, что песня посвящена Надежде Курченко — бортпроводнице сухумского авиационного отряда.
Однажды, во время рейса «Батуми—Сухуми», стюардесса получила записку с требованием прекратить радиосвязь и направить самолёт в Турцию. За невыполнение приказа бандиты грозились смертью. Надежда вбежала в кабину экипажа, успела крикнуть «Нападение!» и была застрелена литовским террористом. Эта трагедия произошла 15 октября 1970 года, а в 1971-м появилась песня Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова с символическим названием, в которой поётся про «памятник надежде».
По замыслу авторов, песня предназначалась для мужского голоса, поэтому впервые она была записана в исполнении актёра МХАТа Юрия Пузырёва, однако композитор и поэт остались не очень довольны записью. И тогда «Надежду» предложили спеть Иосифу Кобзону. Посмотрев клавир, певец отказался, вероятно, посчитав, что песня не будет иметь особого успеха у публики и не станет настоящим «шлягером». Поиски исполнителя продолжились.
В 1973-м году музыкальный редактор фирмы «Мелодия» Анна Качалина послала в Варшаву Анне Герман несколько новых советских песен, среди которых была и «Надежда». В то время певица, можно сказать, заново начинала исполнительскую карьеру после тяжёлой автомобильной катастрофы, произошедшей на гастролях в Италии. А песня с таким названием говорила сама за себя. Увидев «Надежду», Герман воскликнула: «Я буду её петь! Во что бы то ни стало!»
Приехав в 1974 году в Москву, певица записала её в сопровождении ансамбля «Мелодия». С тех пор «Надежда» обрела лицо, и хотя её исполняли Муслим Магомаев, Эдита Пьеха и многие другие музыканты, интерпретация Анны Герман до сих пор считается классической. Наверное, потому что в силу жизненных обстоятельств песня подошла ей больше, чем кому-либо другому. Вот что вспоминает об этом сама певица.
В Москве я впервые увидела Александру Пахмутову и Николая Добронравова. Я и раньше слышала много их песен, они нравились мне жизнерадостным, светлым оптимизмом. Хотя казалось, что это не моё — я считала, все, что исполняю, должно быть глубоко лиричным. Но «Надежда», казалось, была написана специально для меня. Александра Пахмутова не только выдающийся композитор, но и очень доброжелательный, мягкий, умный человек. Она не пыталась навязывать своё мнение об исполнении песни, полностью доверяла мне.
Исполнение Анны Герман авторам песни понравилось. Понравилось оно и советским людям.
До «Надежды» популярность Анны Герман в Советском Союзе была велика, но после этой пахмутовской песни она стала всенародной. Гастроли певицы в СССР сопровождались неизменными аншлагами. В кассы выстраивались километровые очереди. «Надежда» звучала по радио и на дружеских вечеринках, и каждое своё выступление Анна Герман завершала именно этой песней.
В 1975 году «Надежда» стала лауреатом «Песни года», однако вместо Анны Герман, которая не смогла приехать в Москву, песню исполнил Муслим Магомаев, а помогали ему в этом космонавты Севастьянов и Климук, вместе с которыми по требованию зрителей «Надежду» пели несколько раз. Следует сказать, что участие советских космонавтов в исполнении песни не случайно: практически сразу после своего появления «Надежда» стала их своеобразным музыкальным «талисманом», песней, которую слушают перед каждым полётом. Но песня дарила надежду не только космонавтам.
Рассказывают, что один летчик, служивший в Афганистане, чудом спасся из горящего вертолета, сбитого душманами. Шанс выжить был невелик. Однако он выжил, считая, что жизнь ему подарила «Надежда», которую он услышал в госпитале в исполнении Эдиты Пьехи. Другая история случилась за много километров от Афганистана.
Двое чилийских мальчишек побывали в международном пионерском лагере «Артек» и выучили там произведение Пахмутовой. А у себя на родине один из них оказался в тюрьме за участие в демонстрации против Пиночета. Мальчик сумел переправить в СССР плёнку с записью, где он в застенках поёт песню, которую когда-то выучил в «Артеке». Портрет чилийского мальчика напечатали в газете «Пионерская правда», чтобы пионеры вырезали его и прислали в редакцию. Журналисты собрали тогда 11 миллионов писем и отправили Пиночету в знак протеста. И мальчик вышел из тюрьмы.
Вот так «Надежда» помогала людям, однако к самой песне судьба была не совсем справедлива. Хотя Анна Герман не раз снималась на Центральном телевидении с её исполнением, все телевизионные записи оказались утрачены. Говорят, что их размагнитили по личному указанию председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию Лапина, который находился в процессе усиленной подготовки к Олимпиаде-80.
Впрочем, так у нас нередко происходит, и не только с песнями.
Анна Герман и и ансамбль «Мелодия»
Художественный руководитель: Георгий Гаранян
Запись (№ 7) с винилового диска «Поёт Анна Герман»
1978 г.
Александра Пахмутова, Николай Добронравов
Песня «Надежда»
Песня «Надежда» часто использовалась и используется для переделок. И в этом нет ничего удивительного. Уже сам, несколько загадочный, текст предполагает такие же загадочные варианты его интерпретации. Например, в Интернете весьма распространено мнение, что песня «Надежда» написана про разведчиков или про шпионов-диверсантов (на выбор). Ниже представлены некоторые из многочисленных переделок: лагерный вариант брежневской эпохи («Снова топот кованых сапог») и переделка конца перестройки И. Кацмана («Песня победителей»).
Снова топот кованых сапог,
Снова мы оторваны от дома,
Снова угоняют на восток.
Перестук столыпинских вагонов.
Где-то далеко отец и мать
Ждут меня, слезами обливаясь.
Я ложусь на жесткую кровать,
Одеялом тонким укрываюсь.
А когда придем из лагерей,
Жены нас сначала не узнают;
Прямо у родительских дверей
Нас обнимут, горько зарыдают.
Надежда, мой компас земной,
А удача не часто бывает.
Хозяин и кум дорогой
На волю опять не пускают.
Светит нам Чернобыля звезда,
Мы давно оторваны от дома,
Мёртвые пустые города…
Тяжкие последствия погрома.
Льют на нас кислотные дожди,
Догнивает брошенные хаты,
Рация два месяца молчит,
Говорят лишь наши автоматы.
Мне «шмайсер» единственный друг,
Надежда, опора и сила,
Мерзавцев так много вокруг,
Патронов бы только хватило.
Марш-бросок по выжженным пескам,
До войны здесь вроде чукчи жили
А теперь мерзавцы тут и там,
Мы вчера поселок им спалили.
Надо лишь наверняка стрелять,
Чтобы никогда не промахнуться,
Надо только выучиться ждать,
Верить: дни счастливые вернутся.
Зовёт командир меня в путь,
И верю я в нашу победу,
В Америку что ли рвануть,
А может её уже нету.
Мухоморы кончились вчера,
И воды совсем осталось мало,
Пленного поджарили с утра,
Дотянуть бы только до Урала.
Тяжело нести гранатомет,
И моя подружка притомилась,
А её вторая голова
На шестую руку опустилась.
Должны мы дойти до конца,
Не вечно же гнить на помойке,
Всадить бы грамм девять свинца
В того, кто начал перестройку.