Музыка С. Туликова, слова Л. Ошанина
Размер 3 / 4
День за днем идут года — Зори новых поко-
лений,
Но никто и никогда
Не забудет имя
Ле-
нин.
Ленин все-
гда живой,
Ленин все-
гда с тобой —
В горе, в на-
де
жде
и
радости.
Ленин в тво-
ей весне,
В каждом сча-
стливом дне,
Ленин в те-
бе
и
во
мне!
Текущая тональность: ре мажор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
День за днем идут года —
Зори новых поколений,
Но никто и никогда
Не забудет имя Ленин.
Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой —
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!
В давний час, в суровой мгле,
На заре советской власти,
Он сказал, что на земле
Мы построим людям счастье.
Ленин всегда живой ,
Ленин всегда с тобой —
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!
Мы за партией идём,
Славя Родину делами,
И на всем пути большом
В каждом деле Ленин с нами.
Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой —
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!
1955
Советский композитор Серафим Сергеевич Туликов (1914—2004)
Серафим Сергеевич Туликов (настоящее имя Серафим Григорьевич Бобоедов) родился 7 июля (24 июня по старому стилю) 1914 года в Калуге в семье музыкантов. В 1936-м окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по классу фортепиано, а в 1940-м саму консерваторию по классу композиции у В. Белого и инструментовки у С. Василенко. В том же году стал членом Союза композиторов СССР. В дальнейшем Серафим Туликов работает художественным руководителем различных песенных ансамблей, сочиняя сюиты, симфонии, кантаты, оперетты и музыку к кинофильмам. Однако известность композитора связана с песенным творчеством. За годы творческой деятельности им было написано свыше 470 песен преимущественно патриотической тематики. Среди них — «Песня о Волге» (1945), «Мы за мир» (1947), «Расцветай, земля колхозная» (1948), «Лес-богатырь» (1949), «Приезжали на побывку» (1950), «Марш советской молодёжи» (1951), «Это мы — молодёжь» (1954), «Ленин всегда с тобой» (1955) и др. В разные годы Туликов сотрудничал с поэтами Л. Ошаниным, О. Фадеевой, В. Харитоновым, М. Пляцковским, С. Островым, Е. Долматовским, А. Жаровым, А. Пришельцем, Ц. Солодарём, Н. Доризо. М. Таничем, Р. Рождественским и многими другими. Серафим Туликов имеет звание Народного артиста СССР (1984), лауреата Сталинской премии (1951) и Государственной премии РСФСР имени Глинки (1973). Серафим Сергеевич Туликов умер 29 января 2004 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Советский поэт Лев Иванович Ошанин (1912—1996)
Лев Иванович Ошанин родился 30 мая (17 мая по старому стилю) 1912 года в Рыбинске. Отец Льва Ивановича был частным поверенным городского суда, мать — музыкальным педагогом. После 1917 г. семья Ошаниных переехала в Ростов, а затем (1922) в Москву. По окончании восьми классов Лев работал токарем на чугунолитейном заводе, экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ, а также на строительстве города Хибиногорстка (1932—1935). С 1930 публиковался в журналах «Рост», «Молодая гвардия», «Огонек». В 1936 — 1939 учился в Литературном институте им. Горького в Москве. Во время войны Ошанин работал в военных газетах, ездил в командировки на фронт, выступал перед солдатами. В 1948-м вышел его первый поэтический сборник — «Всегда в пути», за ним последовали книги «Дети разных народов» (1950), «Стихи о любви» (1957), «Шел я сквозь вьюгу...» (1970), «Островитяне» (1972), «Издалека — долго» (1977), «Пока я дышать умею» (1985), «Баллады» (1987). К песенному жанру Лев Ошанин обратился в конце 30-х гг., однако известность как поэт-песенник он получил в послевоенное время, когда появилась песня «Дороги» (1946, музыка А. Г. Новикова) и особенно «Гимн демократической молодёжи мира» (1947, музыка А. Г. Новикова), завоевавшая 1-ю премию на Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов 1947 г. в Праге. Среди других соавторов Льва Ошанина отметим А. Пахмутову («Песня о тревожной молодости», 1960), М. Фрадкина («Течёт Волга», 1962) и А. Островского (цикл песен «А у нас во дворе», 1960-е гг.) За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» поэт был удостоен Государственной премии СССР (1950). Умер Лев Ошанин 30 декабря 1996 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Ленин всегда с тобой, даже на одном из блошиных рынков Санкт-Петербурга
В нашей стране создана огромная Лениниана — романы и пьесы, поэмы и кинофильмы о Ленине широко известны. Немало о Ленине написано и песен.
Я тоже, естественно, не мог пройти мимо этой темы. Первый раз, еще до войны, мы с композитором Марианом Ковалем написали целый цикл песен, открывавшийся стихотворением «Над родным Симбирском», на которое следом писал музыку Д. Васильев-Буглай и некоторые другие композиторы. Потом в 1955 году к 85-летию со дня рождения Ленина мы с композитором С. Туликовым написали песню «Ленин всегда с тобой».
В ту пору появилось много очень громких, пышных, торжественных песен о Ленине. Мне хотелось, чтоб ее можно было спеть хором и вполголоса. Ведь суть величия Ленина в том, что мы в нашей повседневной жизни невольно обращаемся к его памяти, черпаем силы и новые возможности для движения вперед в его работах.
Есть такое свойство у слов, они устаревают, блекнут, отскакивают от сердца. Хочется их удержать, вернуть им первоначальный смысл. Вот с этим я писал песню.
Позднее, в 1968 году, с А. Новиковым мы написали еще одну песню «Ленина помнит земля». Все остальное песенное, написанное мною о Ленине, мне кажется менее значительным и интересным.
Ленинская тема не исчерпана. Вероятно, найдутся новые, и может, самые существенные романы, фильмы и песни. Но сейчас, мне думается, особенно важно вспомнить то, что у нас есть.
В нашей стране мы переживаем период великого подъема. Ленинские нормы общения, руководства и движения вперед — главные в нашей жизни.
Вступают в жизнь все новые и новые поколения. Их зори горят над нами. Что они унаследуют? Что они будут исповедовать? Будет ли всегда с ними Ленин в горе, надежде и в радости? Вот почему мне хочется еще и еще раз повторить про себя: «Ленин в тебе и во мне». Разве можно на свете жить без Ленина?
Источник: Лев Ошанин. Зори новых поколений // Ошанин Л. И. Песни разных лет, как они создавались и их судьбы. М., 1990
Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова
Серафим Туликов, Лев Ошанин
Песня «Ленин всегда с тобой»
1955 г.