Музыка К. Молчанова, слова Н. Доризо
Размер 3 / 4
О-
гней так много
золо-
тых
На
улицах
Са-
рато-
ва.
Пар-
ней так
много
холо-
стых,
А
я люблю
же-
натого...
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Огней так много золотых
На улицах Саратова.
Парней так много холостых,
А я люблю женатого...
Эх, рано он завел семью!
Печальная история.
Я от себя любовь таю,
А от него — тем более.
Я от него бежать хочу,
Лишь только он покажется,
А вдруг все то, о чем молчу,
Само собою скажется.
Его я видеть не должна —
Боюсь ему понравиться.
С любовью справлюсь я одна,
А вместе нам не справиться!
1957
Последние две строчки повторяются
Советский композитор Кирилл Владимирович Молчанов (1922—1982)
Кирилл Владимирович Молчанов родился 7 сентября 1922 года в Москве в семье оперной певицы. В раннем возрасте начал заниматься музыкой. В 1937 году участвовал в смотре юных дарований в качестве пианиста и композитора. Во время Великой Отечественной войны служил в красноармейском ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. В 1949 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова. С 1951 по 1956 исполнял обязанности Секретаря правления Союза композиторов СССР. С 1973 по 1975 работал директором Большого театра. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963). Член КПСС с 1945 года. Центральное место в творчестве Молчанова занимает оперный жанр. Многие оперы композитора посвящены событиям Великой Отечественной войны («Неизвестный солдат», «Русская женщина», «Зори здесь тихие»). Автор многих либретто собственных произведений («Ромео, Джульетта и тьма», «Неизвестный солдат», «Русская женщина», «Зори здесь тихие»). Автор вокальных циклов на стихи Ф. Гарсия Лорки, С. Есенина, А. Вознесенского, Н. Доризо, музыки к спектаклям драматических театров и кинофильмам, рецензий и статей по вопросам музыкального искусства. Популярность завоевали песни Молчанова «Солдаты идут», «А я люблю женатого», «Сердце, молчи», «Помни» и др. Умер в Москве 14 марта 1982 года от инфаркта. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Советский поэт Николай Константинович Доризо (1923—2011)
Николай Константинович Доризо родился 22 октября 1923 года в Краснодаре. В 1938 году в газете «Пионерская правда» опубликовал первые стихи. После окончания школы в Ростове-на-Дону в 1941 году попал на фронт. Во время войны работал литературным сотрудником в Военном издательстве, затем в редакции окружной газеты «Слово бойца». Всенародно известным стало написанное поэтом в 1942 году стихотворение «Дочурка». После войны Николай Доризо поступил в Ростовский университет, а в 1948 году в Ростове-на-Дону вышла его первая книга стихов «На родных берегах», в основе которой были военные впечатления автора. Затем последовало ещё несколько десятков поэтических сборников. В 1957 году Николай Доризо окончил Высшие литературные курсы при Союзе Писателей СССР. За книги «Пока деревья есть на свете» и «Я сочинил когда-то песню» был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак почёта». Написал стихи более чем к сорока фильмам. Среди соавторов Доризо — К. Молчанов («Огней так много золотых», «От людей на деревне не спрятаться»), М. Фрадкин («Песня о любви» — «На тот большак, на перекрёсток...»), О. Фельцман («Взрослые дочери»), Н. Богословский («Помнишь, мама моя») и др. Умер Николай Доризо 31 января 2011 года писательском поселке Переделкино под Москвой. Похоронен на переделкинском кладбище.
Кадры из фильма «Дело было в Пенькове»
Поэт Николай Доризо сочинил стихотворение и назвал его «Я люблю женатого». Стал предлагать своим друзьям-композиторам, чтобы кто-то из них положил его на музыку. Но те, словно сговорившись, наотрез отказывались. «Ты что? — говорили они ему. — Кто такую песню обнародует? «Люблю женатого…» Это ведь просто крамола какая-то…» Нравы-то были пуританские.
Но Доризо все-таки принес свои стихи в «Литературную газету», тогдашнему ее редактору Константину Симонову, а тот возьми их и напечатай! Когда таким образом стихи были «узаконены», музыку к ним написали сразу несколько композиторов-песенников, один другого лучше — Лядова, Листов, Табачников, Фельцман…
Однако ни одна из этих музыкальных версий никакого резонанса у слушателей не получила. Более того, как только их исполнительницы, в том числе такие известные и популярные в те годы, как Эдит Утесова, Гелена Великанова, начинали зачин «Огней так много золотых на улицах Саратова. Парней так много холостых, а я люблю женатого», в зале раздавался дружный смех. Поэт недоумевал, авторы музыки — тоже, пока не поняли, что это был добрый смех: от узнавания ситуации и от неожиданности: «Смотри-ка, никогда об этом не пелось. А ведь такое в жизни, поди ж ты, бывает…»
— Я почти забыл об этом стихотворении, — рассказывал мне Николай Константинович Доризо, — и вспомнил о нем, когда участвовал в создании фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». С композитором Кириллом Молчановым мы написали к этой картине песню «От людей на деревне не спрятаться», вложив ее в уста главного героя, которого замечательно сыграл Вячеслав Тихонов. Работа над фильмом была уже завершена, через день — два его должны были принимать на редсовете Киностудии имени Горького. И тут я вдруг вспомнил про свои старые стихи. Ведь ситуация в них описана такая же, как в фильме.
Что же я молчал? Почему не предложил их композитору и режиссеру картины? Рано утром мчусь к Молчанову.
— Кирюша! Надо написать еще одну песню.
Тот оторопел:
— Коля, ну о чем ты говоришь? Какая может быть песня, когда фильм уже снят? О чем ты раньше думал?
Еле упросил его познакомиться хотя бы со стихотворением. Он берет эти стихи, начинает их читать, садится за рояль и совершенно обескураживает меня тем, что, поставив листок со стихами на пюпитр, тут же играет простую и завораживающую мелодию, ту самую, которую вы знаете.
Мы в изумлении смотрим друг на друга. Молчанов играет еще и еще раз, и мы чувствуем: есть песня! Потом, правда, узнал я, что какие-то мелодические заготовки у Молчанова были уже написаны к стихам Михаила Светлова. Помнится, там были такие строчки: «Лишь только вечер заблестит, к тебе ночами длинными летит любовь моя, летит полями и долинами…» Ритмически это совпадало в какой-то степени, но он нашел какие-то новые повороты, другую интонацию и т.д. Он уже внутренне был готов к этой песне.
Поехали на киностудию. Разыскали режиссера картины Ростоцкого, затащили в павильон, где стоял рояль, уговорили послушать наше творение. Нас с режиссером окружили и тут же запели песню все, кто был в павильоне, запели как-то очень увлеченно, попросили оставить стихи.
Расстроенный тем, что в готовый фильм песне нашей забраться уже невозможно, я раздал все, что у меня было отпечатано на листочках. А через несколько дней звонит мне директор киностудии и кричит в телефон: «Николай Константинович, что это вы за песню с Молчановым сочинили? Везде, на всех этажах и в коридорах студии девчонки поют «а я люблю женатого». Приезжайте, покажите. Хотелось бы послушать её в авторском исполнении…» Приезжаем. Исполнили.
— Ну что ж, братцы, ради такой песни придется доснимать фильм. Она того стоит…
Тогда-то и были отсняты те сцены в павильоне и на натуре, на фоне которых песня звучит в исполнении Екатерины Семенкиной и Антонины Фроловой. Это их замечательный дуэт звучит за кадром. С их голоса «Огни» и пошли в народ.
Юрий Бирюков
Режиссёр: Станислав Ростоцкий
Сценаристы: Станислав Ростоцкий, Сергей Антонов
Оператор: Грайр Гарибян
Композитор: Кирилл Молчанов
В ролях: В. Тихонов, М. Менглет, С. Дружинина и другие
СССР, 1957
Песня «А я люблю женатого» («Огней так много золотых»)